Су-17 (24 синий)

Особенности экспонатаУдарный самолет с крылом изменяемой стреловидности

РАЗРАБОТКА

В 1965 г. в опытном конструкторском бюро Сухого был разработан проект модификации известного истребителя-бомбардировщика Су-7Б. Модификация стала именоваться Су-17 и ее принципиальным отличием стало крыло изменяемой стреловидности.

Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7Б — самолет классической аэродинамической компоновки, выполненный на высоком профессиональном уровне. Модернизационный потенциал, заложенный в машину, позволил на протяжении четырех десятилетий удовлетворять возрастающим требованиям ВВС к самолетам данного класса. В конце концов это при существенном повышении боевой эффективности машины привело к увеличению ее взлетной массы и ухудшением взлетно-посадочных характеристик.

В итоге проведенных исследований пришли в выводу, что техническим решением этой задачи может быть использование крыла изменяемой геометрии, но и этот вариант имел свои недостатки. Например, значительное ухудшение устойчивости и управляемости самолета.

После нескольких лет дальнейшей исследовательской работы и анализа зарубежных разработок, поиска оптимальной аэродинамической компоновки крыла изменяемой геометрии сотрудники института обнаружили эффект, позволяющий сохранять положение фокуса крыла практически неизменным при изменении его стреловидности. Он наблюдался у крыла с развитым наплывом в корневой части и расположением оси поворота консоли в определенном месте.

В мае 1965-го ОКБ совместно с ЦАГИ приступило к разработке самолета С-22И или Су-7ИГ (изменяемая геометрия). Чтобы получить минимальное смещение фокуса крыла при развороте консолей, стреловидность крыла изменяется только на его концевых частях, за основными стойками шасси, примерно на 2/3 размаха консолей. Синхронное отклонение консолей обеспечивается синхронизирующим валом. Диапазон изменения стреловидности от 30 до 63 градусов по передней кромке.

После сборки С-22И перевезли на аэродром ЛИИ. Методический совет ЛИИ под председательством М.Л.Галлая разрешил первый вылет. 2 августа 1966-го, несмотря на неважную погоду, (над полосой повисла низкая облачность и накрапывал дождь), С.В.Ильюшин выполнил первый 20-минутный полет на новой машине.

По итогам успешных испытаний С-22И в ноябре 1967-го вышло постановление правительства о разработке истребителя-бомбардировщика Су-17 с изменяемой геометрией крыла и запуске его в серийное производство на Дальневосточном машиностроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Через полтора года из ворот сборочного цеха выкатили первый опытный С-32-1.

1 июля 1969-го Е.К.Кукушев впервые поднял его в воздух с заводской ВПП.

Самолет комплектовался новыми системами: навигационной, выдававшей пилоту текущую информацию — азимут и дальность до радиомаяка, посадочной с нуль-индикатором. Обе эти системы могли работать совместно с системой автоматического управления САУ-22, заменившей автопилот АП-28И-2.

Кабину Су-17 оснастили усовершенствованным катапультным креслом КС-4-С32. Система спасения обеспечивала безопасное покидание самолета на скорости от 140 до 1200 км/ч и во всем диапазоне высот.

Эффектная демонстрация возможностей Су-17 (С-32) руководству страны состоялась только в мае 1971-го, а в октябре 523-й Краснознаменный иап Дальневосточного военного округа первым приступил к освоению Су-17

На максимальном угле стреловидности самолет практически не отличим от Су-7. Этим воспользовалась сирийская авиация, которая в 1973 г. успешно использовала экспортный вариант самолета Су-17 для бомбардировок израильского порта Хайфе. Это было неожиданностью для израильской стороны, поскольку она считала, что самолеты Су-7 не могут долететь от Дамаска до Хайфы, а появление нового самолета не предполагалось.

Су-17 и его многочисленные модификации выпускались серийно 20 лет (1970-1990 гг.), выпущено 1200 самолетов.

ВООРУЖЕНИЕ

Многие из компонентов, отработанные на Су-7БКП/БМ, использовались в арсенале Су-17. Увеличивалось не только количество узлов вооружения. На подфюзеляжных и ближних крыльевых узлах Су-7БКЛ подвешивались новые блоки УБ-32-57 на 32 НАРа типа С-5, а УБ-16-57УМ «перекочевали» на дополнительные узлы. Поскольку для израсходования всех НАР из УБ-32 отводилось около 1,5 с, то интервал их схода, по сравнению с УБ-16, уменьшили с 0,075 до 0,05 с, что повысило вероятность их столкновения.

Для Су-17 разработали и многозамковый балочный держатель МБДЗ-У6-68, который позволил подвешивать до 20 ОФАБ-100М или 10 ОФАБ-250М-54. Самолет довооружили более совершенными ракетами «воздух-воздух» Р-60. В1972-м в НИИ ВВС на Су-7БКЛ испытали УПК-23-250, размещенные под крылом.

В итоге: две 30-мм пушки НР-30. Боевая нагрузка — 3000 кг на 7 узлах подвески: УР воздух-воздух, УР воздух-земля, НУР, бомбы (корректируемые, кассетные, ядерные).

НазначениеИстребитель-бомбардировщикДвигатель: 1 ТРД АЛ-7Ф-1-250
Кодификации НАТОFitter — «монтажник»Тяга двигателя: 1 х 9600
Конструкторское бюроОКБ СухогоЭкипаж: 1 чел.
Главный конструкторН.Г. ЗыринМаксимальная взлётная масса: 16 280 кг.
Летчик-испытательС.В. ИльюшинМаксимальная грузоподъёмность:
Дата первого полета2 августа 1966 г.Перегоночная дальность: 2 300 км
Дата ввода в эксплуатациюОктябрь 1971 г.Боевой радиус действия:
Количество произведенных экземпляров в серии~1200Максимальная скорость: у земли 1350 км/ч
на высоте 2230
км/ч
Бортовой номер экспоната в Музее24 Практический потолок: 16 500 м.
Налет этого борта:Длина: 18.90 м.
Дата прибытия в МузейОктябрь 1989Высота: 4.97 м.
Местонахождение в МузееСектор 2Размах крыла: при мин. стреловидности  13.70 м.
при макс. стреловидности  10.03 м.

История борта Су-17 ЦМ ВВС в Монино

Музейный самолет Су-17 поступил в экспозицию из учебной базы военно-воздушной инженерной академии в октябре 1989 г.

Су-17 (24 синий) Фото: Е. Барабанова

В Музее также находятся:

Су-17М3 — дальнейшее развитие М2; установлено новое прицельное оборудование, увеличен запас топлива; выпускался с 1976 г.

Су-17М4 — вариант с новым БРЭО, нерегулируемым воздухозаборником и некоторыми конструктивными изменениями в фюзеляже; прототип появился в 1980 г., серийное производство велось в 1981-90 гг.

Су-17УМ-3 — двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М3; выпускался с 1978 г.

Интересные материалы про Су-17

Подробная статья на сайте “Уголок Неба”
Портал авторской авиационной фотографии
Статья на Википедии

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки