Су-15 (11 красный)
Су-15 (по кодификации НАТО: Flagon — «графин», обозначение прототипа — Т-58) — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов.
На вооружение Войск ПВО СССР самолет был принят 30 апреля 1965 года, он был определён в состав комплекса перехвата Су-15-98.
Серийное производство началось в 1966 году. С 1971 по 1975 год было выпущено 450 Су-15ТМ, наиболее совершенной модификации перехватчика. В 1976—1981 годах строился модернизированный учебно-тренировочный Су-15УМ. Всего за время серийного производства было выпущено около 1300 Су-15 всех модификаций[6].
Истребитель Су-15 долгое время был основой ПВО СССР. Большинство самолетов Су-15ТМ и Су-15УМ были списаны не выработав до конца свой ресурс, т.к. они попали под сокращение по договору ОСВ-2.
Су-15 одноместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик — цельнометаллический среднеплан нормальной аэродинамической схемы. Основные конструкционные материалы — алюминиевые сплавы, ряд ответственных узлов изготавливался из легированных сталей, а отдельные элементы хвостовой части фюзеляжа, работающие в условиях высоких температур изготавливались из титанового сплава.
Прочность конструкции самолета позволяла развивать сверхзвуковую скорость даже у земли. Мировая авиация не знала аналогов данному самолету в то время.
Наиболее известное такое происшествие с участием Су-15 случилось в 1983 году, когда Су-15, пилотируемый Геннадием Осиповичем, сбил южнокорейский пассажирский самолёт Боинг 747. Также Су-15 прервал полёт южнокорейского пассажирского самолёта «Боинг-707» над Кольским полуостровом в 1978 году. В послужном списке этого самолёта имеет место даже таран — он был выполнен в отношении аргентинского транспортного самолёта Canadair CL-44, нарушившего 18 июля 1981 года государственную границу СССР на территории Армении.
Летно-технические характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 22,03 м
- Размах крыла: 9,34 м
- Высота: 4,843 м
- Площадь крыла: 36,6 м²
- Угол стреловидности по линии 1/4 хорд: 55°/45°
- База шасси: 5,942 м
- Колея шасси: 4,79 м
- Масса: пустого: 10 874 кг; нормальная взлётная масса: 17 094 кг; Максимальная взлётная масса: 17 900 кг; Посадочная масса: 12 060 кг.
- Масса топлива во внутренних баках: 5350 — 5620 кг
- Объём топливных баков: 6860 л
- Силовая установка: 2 × ТРДФ Р-13Ф-300
- Бесфорсажная тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН); Форсажная тяга: 2 × 6600 кгс (64,7 кН)
- Максимальная скорость: у земли: 1300 км/ч; на высоте: 2230 км/ч на 13 000 м (М=2,16); Скорость отрыва: 370 км/ч; Посадочная скорость: 285–295 км/ч
- Боевой радиус: 725 км
- Практическая дальность: 1380 км; Перегоночная дальность: 1700 км
- Практический потолок: 18 500 м
- Скороподъёмность: 228 м/с
- Нагрузка на крыло: 397 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,82
- Длина разбега: 1000–1100 м
- Длина пробега: без тормозного парашюта: 1050–1150 м; с тормозным парашютом: 850–950 м
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6,5 g; с ракетами Р-98: +3,0 g; с ракетами Р-60: +5,0 g
- Вооружение
- Точки подвески: 6
- Боевая нагрузка: 1500 кг
- Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух»: 2×Р-98М и 2×Р-60М могли применяться и более старые ракеты типа Р-8М или Р-8М-1, но только при перехвате цели в ЗПС
- Бомбы: 2×ФАБ-250 (вместо ПТБ)