Су-24М (09 синий)
Особенности конструкции: | Двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений: 16° — на взлёте и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полёте, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. |
Примечание: в ЦМ ВВС есть два схожих самолета Су-24 и Су-24М. Эта статья посвящена именно тому борту, который стоит первым в линии в Секторе 6.
Базовый самолет Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — советский и российский тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Носитель тактических ядерных зарядов. Немодифицированная версия самолёта снята с вооружения в 2016 году. Модифицированная версия Су-24М постепенно заменяется фронтовым бомбардировщиком Су-34 в частях ВКС России.
Самолет Су-24М представляет собой вторую модификацию уже запущенного с 4 февраля 1975 года в серийное производство Су-24, который на тот момент стал качественно новым типом ударного самолета. Он сочетал свойства штурмовика и фронтового бомбардировщика. Это самолет «третьего поколения» с крылом изменяемой стреловидности.
Су-24М создавался для использования нового прицельно-навигационного оборудования, аппаратуры бортового комплекса обороны, внедрения системы дозаправки топливом в полете.

Испытания первого опытного образца Су-24М (Т6М-22) начались в 1976 г. В связи модификациями несколько изменился и внешний вид, напримпер:
- носовая часть фюзеляжа стала длиннее и получила небольшой наклон вниз,
- сделали удлиненные корневые наплывы, в которых должны были разместиться антенны БКО,
- ввели мощные аэродинамические гребни на центроплане,
- добавили дополнительные эксплуатационные люки,
- увеличили высоту киля и изменили обвод его передней кромки,
- обжали хвостовую часть фюзеляжа,
- установили аэродинамические гребнеи на центроплане, объединенных с пилонами подвески вооружения,
- установили обтекатели антенн аппаратуры бортового комплекса обороны на боковой поверхности воздухозаборников перед центропланом
и так далее.
Первый серийный самолет Су-24М (изделие 44) был выпущен на Новосибирском авиазаводе уже летом 1979 года, но в результате бюрократических проволочек акт о принятии машины на вооружение был подписан лишь в 1983 г.
На взлетно-посадочных режимах стреловидность крыла минимальна (16 градусов), что обеспечивает высокие несущие свойства крыла. Высокое аэродинамическое качество реализуется на режимах крейсерского полета со стреловидностью 35 градусов. При маневрировании крыло устанавливается на угол 45 градусов, а при больших сверхзвуковых и дозвуковых скоростях — на максимальную стреловидность 69 градусов.
В хвостовой части фюзеляжа установлены два турбореактивных двигателя АЛ-21Ф3, созданные в конструкторском бюро Люльки.
Управление самолетом осуществляется с мест летчика или штурмана, а также автоматически.
Вооружение размещается на 8 узлах подвески, четырех подфюзеляжных и четырех крыльевых. Внешние пилоны на подвижных частях крыла выполнены поворотными. Встроенная шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 находится в средней части фюзеляжа снизу и справа. Вооружение самолета Су-24М включает стрелково-пушечное оружие, бомбардировочные средства поражения, неуправляемые авиационные ракеты, управляемые ракеты классов «воздух-поверхность», «воздух-РЛС» и «воздух-воздух», также в него входил входили и атомные бомбы.
Начиная с 1972 г. самолет стал выпускаться серийно новосибирским авиационным заводом. Выпуск Су-24М продолжался до 1993 года, когда произошло сильное сокращение оборонного госзаказа (по многим типам, не только Су-24М). Одна из машин использовалась в учебной базе военно-воздушной инженерной академии, откуда и поступила в музей в октябре 1989 г.
Су-24 применялись во время войны в Афганистане. Возможность быстрого перебазирования Су-24 из европейской части России на Дальний Восток была доказана на учениях «Восход-93» в мае 1993 г. Десять Су-24М и Су-24МР покрыли расстояние 8000 км за 12 летных часов с одной посадкой и тремя дозаправками в воздухе, причем одна из этих дозаправок выполнялась ночью. После перелета Су-24М нанесли бомбовый удар по аэродрому условного противника.

Назначение | Фронтовой бомбардировщик | Двигатель | 2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21Ф-3А |
Кодификации НАТО | Fencer — «Фехтовальщик» | Тяга двигателя | Бесфорсажная тяга: 2 × 7800 кгс (76,5 кН) Форсажная тяга: 2 × 11200 кгс (110 кН) |
Конструкторское бюро | ОКБ Сухого | Экипаж | 2 человека — летчик и штурман, располагаются рядом |
Главный конструктор | Е. С. Фельснер | Максимальная взлётная масса | 39 700 кг |
Летчик-испытатель | Максимальная грузоподъёмность | ||
Дата первого полета | 17 января 1970 года (Т-6-2И) | Перегоночная дальность | с одной дозаправкой 4270 км с двумя ПТБ 2850 км |
Дата ввода в эксплуатацию | Су-24М: 22 июня 1983 года | Боевой радиус действия | без ПТБ 390 км с ПТБ 560 км |
Количество произведенных экземпляров | Около 1400 единиц | Максимальная скорость | на высоте 200 м: 1400 км/ч (без подвесок) на большой высоте: 1700 км/ч (М=1,6) |
Бортовой номер экспоната в Музее | 09 синий | Практический потолок | 11 000 м |
Налет этого борта | Длина | 24,594 м (с ПВД) | |
Дата прибытия в Музей | 2012 г. | Высота | 6,193 м |
Местонахождение в Музее | Сектор 6 | Размах крыльев | при угле стреловидности χ=16°: 17,638 м при угле стреловидности χ=69°: 10,366 м |
Су-24М в ЦМ ВВС
Су-24М прибыл в музей 2012 году.
