Су-24 (54 красный)

Особенности конструкции: двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений: 16° — на взлёте и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полёте, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

Примечание: в ЦМ ВВС есть два схожих самолета Су-24 и Су-24М. Эта статья посвящена именно тому борту, который стоит вторым (от входа) самолетом в линии в Секторе 2.

Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — советский и российский тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Носитель тактических ядерных зарядов. Немодифицированная версия самолёта снята с вооружения в 2016 году. Модифицированная версия Су-24М постепенно заменяется фронтовым бомбардировщиком Су-34 в частях ВКС России[2].

Самолет Су-24 представляет собой качественно новый тип ударного самолета, сочетающий свойства штурмовика и фронтового бомбардировщика. Это самолет «третьего поколения» с крылом изменяемой стреловидности.

Двухместный фронтовой бомбардировщик Су-24 представляет собой цельнометаллический высокоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме и оснащенный двумя турбореактивными двигателями, боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками, крылом изменяемой в полете геометрии, стреловидным оперением с дифференциально отклоняемым цельноповоротным стабилизатором, трехопорным убирающимся в фюзеляж шасси.

Су-24 (54 красный) зимней ночью в ЦМ ВВС. Фото: К. Гнусарёв

РАЗРАБОТКА

Работы над самолетом начались в 1963 г. после появления нового цифрового прицельно-навигационного комплекса «Пума», вокруг которого и начал формироваться самолет.

Государственные испытания самолета Т-6 закончились только в 1976 году. 4 февраля 1975 г. вышло специальное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о принятии нового штурмовика на вооружение ВВС и Авиации Военно-Морского Флота под названием Су-24 (изделие «41», кодовое обозначение НАТО — Fencer-A). К его постройке подключился Дальневосточный машиностроительный завод им. Ю.A. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, выпускавший по кооперации с НАЗом основные агрегаты самолета, но окончательная сборка производилась только в Новосибирске.

На взлетно-посадочных режимах стреловидность крыла минимальна (16 градусов), что обеспечивает высокие несущие свойства крыла. Высокое аэродинамическое качество реализуется на режимах крейсерского полета со стреловидностью 35 градусов. При маневрировании крыло устанавливается на угол 45 градусов, а при больших сверхзвуковых и дозвуковых скоростях — на максимальную стреловидность 69 градусов.

Интересной особенностью самолета Су-24 стала высокая степень взаимозаменяемости узлов и даже крупных агрегатов. Многие ответственные элементы конструкции можно было в случае необходимости (например, при срочном ремонте в боевых условиях) переставить с одной машины на другую, причем они могли подчас не принадлежать одной серии. А если ремонт проходил в условиях специализированного предприятия, то список взаимозаменяемых узлов еще более расширялся.

В ходе проектирования большое внимание было уделено боевой живучести бомбардировщика. В результате при получении тяжелых повреждений самолет мог держаться в воздухе. Он не разрушался при появлении крупных (до сантиметра, а в некоторых случаях и более) трещин в поясах лонжеронов крыла и силовых шпангоутов, выдерживал пробоины в силовых панелях диаметром до 50 мм и т.п. это было отличным достижением.

Су-24 (54 красный) зимой в ЦМ ВВС в Монино. Фото: Е. Барабанова

ДВИГАТЕЛИ

В хвостовой части фюзеляжа установлены два турбореактивных двигателя АЛ-21Ф3, созданные в конструкторском бюро Люльки.

Самые первые серийные самолеты комплектовались двигателями АЛ-21Ф (изд. 85) с тягой на форсаже 87,3 кН. Одной из особенностей этого двигателя было использование титана в компрессоре со сверхзвуковой входной ступенью, от которого потом пришлось отказаться из-за деформаций лопаток компрессора, возникающих под действием нагрузок. Они чиркали по корпусу и в месте касания происходило мгновенное возгорание титана.

Когда была установлена причина титановых пожаров, КБ «Сатурн» перепроектировало компрессор. Масса и размеры двигателя несколько возросли, но его надежность и тяга также значительно увеличились. После испытаний на Т6-3 самолеты Су-24 стали оснащать доработанными двигателями АЛ-21Ф-3 (изделие 89), а затем АЛ-21Ф-ЗА и АЛ-21Ф-ЗАТ (вариант для самолета Т-6 с незначительными компоновочными отличиями).

Су-24 (54 красный) в ЦМ ВВС в Монино. Фото: Е. Барабанова

КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО

Управление самолетом осуществляется с мест летчика или штурмана, а также автоматически.

Отдельного внимания стоит установленная на Су-24 система аварийного покидания с креслами К-36Д, разработанная под руководством Генерального конструктора Г.И.Северина. Су-24 стал первым самолетом ВВС, система катапультирования которого обеспечивала спасение экипажа практически на всех режимах полета, включая этапы нахождения на земле.

Интересный случай

Высокую надежность системы подтвердил любопытный случай, происшедший 11 ноября 1975 года в 63-ем бап, который осваивал эксплуатацию нового самолета.

Экипаж Су-24 находился в кабине самолета и готовился к выполнению полета. Была дана команда на запуск двигателей. По мере раскрутки ротора двигателя давление в гидросистеме самолета стало увеличиваться, и ручки управления самолётом, находившиеся до этого на заднем упоре, пошли вперед в нейтральное положение. При этом правая РУС зацепила держки системы катапультирования и выдернула чеку, что привело к срабатыванию стреляющего механизма правого кресла. Ничего неподозревавший штурман В.М.Османов оказался в воздухе. По штатной программе раскрылся парашют, и Османов благополучно приземлился неподалеку от самолета. Система спасения безукоризненно сработала на нулевой скорости и высоте (режим «0 — 0»), чего еще не случалось в практике отечественной авиации.

После непреднамеренного катапультирования Османова рекомендовано было на стоянке применять специальный фиксатор.

За такое своеобразное испытание самолета экипаж был награжден Генеральным конструктором П.О.Сухим золотыми именными часами, а главным конструктором катапультного кресла Г.И.Севериным — именными защитными шлемами ЗШ-5.

Су-24 (54 красный) в ЦМ ВВС в Монино. Фото: Е. Барабанова

ВООРУЖЕНИЕ

Вооружение размещается на 8 узлах подвески, четырех подфюзеляжных и четырех крыльевых. Внешние пилоны на подвижных частях крыла выполнены поворотными.

Вооружение фронтового бомбардировщика Су-24 включает:

  • стрелково-пушечное вооружение;
  • неуправляемые авиационные бомбардировочные средства поражения;
  • неуправляемые авиационные ракеты;
  • управляемые авиационные ракеты классов «воздух-поверхность» и «воздух-РЛС»;
  • управляемые ракеты класса «воздух-воздух».

Основу вооружения самолета составляла прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума-А». В ее состав входили: радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А» с дальностью обнаружения типового объекта 150 км.

На серийные Су-24 ставили усовершенствованную пассивную радиолокационную станцию «Филин-Н» под ПРГ-28М серийных ракет X-28, которая была рассчитана на шесть рабочих диапазонов, что перекрывало практически весь спектр частот РЛС, использовавшийся наземными и морскими ЗРК вероятного противника. Она имела большую дальность — до 45 км при пуске с малых и до 75 км — с больших высот. Это позволяло уничтожать РЛС большинства наиболее распространенных в то время зенитных ракетных комплексов вероятного противника, не входя в зону их поражения. Ракета Х-28 была первой советской тактической ракетой класса «воздух-поверхность», которая могла снаряжаться ядерной боевой частью.

Против оптически контрастных целей, типа зданий и сооружений или кораблей и судов среднего тоннажа, предназначалась ракета Х-23М «Аркан» (изд. 68М). Для ее наведения использовалась радиокомандная радиолиния «Дельта» и теплопеленгатор «Таран-Р».

Электронно-оптический визир «Чайка» обеспечивал также прицеливание при применении бомб, НУРС, установок СППУ-6 с подвижными орудиями ПП-6-23. Их стволы могли отклоняться вниз на угол до 45 и в стороны на 12 градусов.

Для Су-24 было предусмотрено применение новейших тогда 80-мм ракет С-8, а также тяжелых С-25. Позже к ним присоединились также НУРС «промежуточного» класса С-13 калибра 122 мм. В подвеске могли использовать либо 10 ФАБ-100, либо 4 ФАБ-250, либо 2 ФАБ-500. Также имелась «скоростная» ФАБ-1500С, ФАБ-500Ш (штурмовая, сброс с высоты 100-200 м), и ФАБ-500ШН (штурмовая низковысотная, сброс с высоты 30 м.). Использовалось и кассетноеу оружие РБК-250, -500 и КМГ-У. самолет мог нести две оборонительные ракеты класса воздух-воздух Р-55М

Су-24 (54 красный) в ЦМ ВВС в Монино. Фото: Е. Барабанова

ПРИМЕНЕНИЕ

Начиная с 1972 г. самолет стал выпускаться серийно новосибирским авиационным заводом.

Первой строевой частью на новой технике стал 63-й Керченский Краснознаменный бап, 132-ой Севастопольской бад, 15-ой Краснознаменной ВА, базировавшийся в г. Черняховске, Калининградской обл. Летом 1979 года первые Су-24 появились за пределами СССР — в бомбардировочном авиаполку 218 бад 16-й Воздушной Армии Западной Группы Войск, размещенном на аэродроме Темплин в 60 километрах от Берлина. Вскоре все три полка 218-й БАД, размещенные в Темплине, Ютснбсргс и Бранде, были перевооружены на Су-24. Дивизия стала основной ударной силой 16-й ВА, находившейся в те годы на переднем крае противостояния с НАТО, и одним из самых мощных соединений ВВС СССР вообще. Только тогда в зарубежной прессе появились первый качественные фотографии машины. Несмотря на секретность, самолет уже в середине семидесятых стал известен на Западе и сразу же привлек внимание военных экспертов, усмотревших в нем значительную опасность. Особенно отмечалась дальность самолета, которая еще более увеличивалась возможностью подвески двух топливных баков ПТБ-300 до 775 км., что в рамках небольших территорий Европы было чем достаточно.

Весной 1984 года наш герой получил боевое крещение в Афганистане. «Чистые» Су-24 из 149-го Гвардейского Краснознаменного и Су-24М из 149-го бомбардировочных авиаполков приняли участие в апрельском ударе по «логову» Панжшерского Льва Ахмад-Шаха Масуда. Закономерным итогом оказалась довольно низкая эффективность действий самолета по скрывавшимся в горах и кишлаках бандформированиям, самым тяжелым вооружением которых были крупнокалиберные пулеметы и «безоткатки», притороченные к седлам ишаков. Сказалось и то, что прицельный комплекс машины был задуман для действий против насыщенных техникой (т.е. легко распознаваемыми радиоконтрастными целями) позиций натовских войск на равнинной местности.

Плохо себя зарекомендовал себя и электронно-оптический визир «Чайка» — часто на зелено-белом экране индикатора было трудно что-либо разобрать. РЭО самолета регулярно давало отказы, особенно в первые дни на новом месте.

Но все это не нанесло репутации самолета ощутимого вреда. Афганская операция 1984-го года подтвердила очевидные преимущества суховского бомбардировщика — возможность работы по удаленным целям с тыловых баз и намного более высокую по сравнению с другими самолетами всепогодность.

«Чистые» Су-24 еще раз вступили в бой последней военной зимой 1988-1989 годов, прикрывая выход 40-й армии из Афганистана.

НазначениеФронтовой бомбардировщикДвигатель2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21-ФЗ
кодификации НАТОFencer — «Фехтовальщик» Тяга двигателянефорсированная
2 х 7 800
форсированная
2 х 11 200
Конструкторское бюро ОКБ СухогоЭкипаж2 человека — летчик и штурман, располагаются рядом
Главный конструкторЕ. С. Фельснер Максимальная взлётная масса39 700 кг
Летчик-испытатель Максимальная грузоподъёмность
Дата первого полета17 января 1970 года (Т-6-2И) Перегоночная дальность3 055 км
Дата ввода в эксплуатациюСу-24: 4 февраля 1975 годаБоевой радиус действия600 км
Количество произведенных экземпляровОколо 1 400 единицМаксимальная скорость: на высоте 1700 (М=1.6)
на уровне моря 1400 (М=1.15)
Бортовой номер экспоната в Музее54 красный Практический потолок:11 000 м.
Налет этого борта Длина22,67 м.
Дата прибытия в МузейОктябрь 1989 г.Высота5,92 м.
Местонахождение в Музее Сектор 2 Размах крыльев: максимальный (69 град) 17,64 м
минимальный (16 град) 10,37 м
Су-24 (54 красный) в ЦМ ВВС в Монино. Фото: Е. Барабанова

История борта Су-24 ЦМ ВВС в Монино

Одна из машин использовалась в учебной базе военно-воздушной инженерной академии, откуда и поступила в музей в октябре 1989 г.

Интересные материалы про Су-24М

Подробная статья на сайте “Уголок Неба”
Статья на Википедии

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки