Самолёт Ту-95 олицетворяет мощь отечественных Военно-воздушных сил и является одним из символов Холодной войны.

Отличные технические данные и почти неограниченные возможности по модернизации позволили ему оставаться в строю на протяжении почти шестидесяти лет. Сравниться с ним может лишь американский B-52 Stratofortress.

История модификации Ту-95МС

Всего в 1955-1992 годах было построено свыше 500 экземпляров Ту-95. На вооружение ВВС СССР самолёт стал поступать в 1956 году. Серийное производство развернули на Куйбышевском авиационном заводе. В 1957 году появилась первая модификация Ту-95М.

Первый серийный экземпляр Ту-95М (заводской № 5800101). Архивное фото

Затем завод перешёл на изготовление ракетоносцев Ту-95К (носителей ракеты Х-20), которое продолжалось до 1960-х годов.

Ту-95К-22 в музее ДА в Энгельсе. Фото: В. Ежов

В конце 1970-х годов был построен стратегический ракетоносец Ту-95МС. Его серийная сборка началась в 1981 году и продолжалась до 1992 года, всего успели выпустить 90 машин. На 2015 год на вооружении ВВС России насчитывается примерно 50 ракетоносцев Ту-95МС и 15 морских разведчиков Ту-142.

С 2013 года ракетоносцы проходят модернизацию бортового оборудования и получают индекс Ту-95МСМ. Скорее всего, Ту-95, как и Ту-142, останется на вооружении вплоть до 2030-2040 годов.

Конструкция Ту-95МС

Ту-95МС выполнен на основе Ту-142МК, представляет собой свободнонесущий цельнометаллический среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, расположенными на крыльях. Крыло — стреловидное свободнонесущее трёхлонжеронное.

Самолёт оснащён самыми мощными в мире турбовинтовыми двигателями НК-12 мощностью 15 000 л.с. Даже в 1956 году, когда Ту-95 приняли на вооружение, такие двигатели выглядели архаично: колоссальными темпами развивалась реактивная авиация. Однако, использование на Ту-95 экономичной винтовой установки с КПД 82% позволило добиться весьма высоких показателей дальности полета, даже несмотря на то, что самолет имеет относительно низкое аэродинамическое качество конструкции.

Каждый двигатель имеет по два металлических соосных четырёхлопастных винта. Лопасти винтов и оперение оснащены антиоблединительной системой. Конструкция винтов и высокая мощность двигателя обуславливает невероятную шумность машины. Самолёт Ту-95 относится к самым шумным самолетам в мире, его легко засекают даже гидроакустические системы подводных лодок, но при нанесении ядерных ракетных ударов это не критично.

Шасси самолета — трёхопорное. Носовая опора убирается в нишу фюзеляжа, основные опоры — в крыльевые гондолы. Передняя опора имеет гидросистему с давлением 150 кг/см², основные опоры оснащены электромеханизмами МПШ-18МТ.

Ту-95МС. Фото: А. Резниченко

Ту-95МС оснащён навигационно-прицельным комплексом с БРЛС «Обзор». На бомбардировщике-ракетоносце установлен бортовой комплекс обороны (БКО), включающий средства разведки, а также системы постановки активных и пассивных помех.

В средней части фюзеляжа находится грузовой отсек. Внутри расположен барабан револьверного типа для подвеса 6 ракет типа Х-55 или Х-555.

Бомболюк Ту-95МС. Фото: А. Резниченко

Экипаж из 7 человек находится в двух гермокабинах. В передней КВС (командир воздушного судна), 2-й пилот, бортинженер, бортрадист, штурман и оператор вооружения, есть места для двух дополнительных человек. Катапультных кресел для эвакуации не предусмотрено. Экстренное покидание машины при необходимости выполняется через входные люки. В середине кабины проходит конвейер-транспортёр, служащий для быстрой доставки членов экипажа к люку.

Кабина Ту-95МС. Фото: А. Бельтюков

В задней гермокабине находится место КОУ (командира огневых установок), там же расположены две спаренные автоматические пушки ГШ-23.

Передняя гермокабина оборудована электронагревателями для воды и пищи, а также химическим туалетом: рекорд по времени пребывания в воздухе для Ту-95 в настоящее время составляет 40 часов.

Тактико-технические характеристики Ту-95МС

Размах крыльев ‒ 50 м
Длина самолёта 47 м
Высота самолёта
13 м
Площадь крыла
295 м²
Двигатели
НК-12МП
Тяга двигателей
4х 15 000 кгс
Максимальная скорость
830 км/ч
Крейсерская скорость
710 км/ч
Практическая дальность полёта
10 500 км
Боевой радиус
6500 км
Практический потолок
12 000 м
Масса пустого самолёта
94 400 кг
Максимальная взлётная масса
187 700 кг
Максимальная масса топлива
87 000 кг
Нормальная боевая нагрузка
9 000 кг
Максимальная боевая нагрузка
20 000 кг
Основное вооружение 6 или 16 крылатых ракет Х-55 или Х-555
Оборонительное вооружение две 23-мм пушки ГШ-23 или ГШ-23Л

Тактико-технические характеристики ракеты Х-55:

Ракета Х-55

Длина ‒ 8,9 м
Диаметр корпуса
51,4 см
Размах крыльев
3,1 м
Двигатель
Р-95-300
Тяга двигателя
300350 кг
Скорость полёта
920 км/ч
Высота полёта на маршевом участке
40110 м
Стартовый вес
1 700 кг
Масса топлива
173 кг
Масса боевой части
410 кг
Мощность боевой части
200 кт
Точность попадания до
100 м

Categories:

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки