В 2012 году мы доставили в музей ряд новых экспонатов из расформированной Монинской учебной аэродромной базы (МУАБ) ВВИА им. Н.Е. Жуковского. В их числе — стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС б/н 31-красный.
Если о деталях службы самолёта в рядах ВВС мы можем только догадываться, то с 1988 года его судьба нам известна точно. Налетав всего около 280 часов, то есть почти не израсходовав положенный ресурс, он был перегнан в Монино. Приземлившись на местную грунтовую полосу, он стал служить учебным пособием для слушателей Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. Вот он на плитах учебной стоянки.
Место это называлась МУАБ — Монинская учебно-аэродромная база ВВИА им. Жуковского. На её схеме самолёты — слева вверху.
Известно, что после появления «стратега» под Москвой американцы подали ноту протеста и специально приезжали инспектировать самолёт. Понятное дело, что машина была подвергнута демилитаризации: летать снова она уже не сможет. Слушатели учились наземному обслуживанию машины, проводили «газовки» (запускали двигатели).
С самолётом связана одна армейская байка. Слово некому Борису Пономарёву:
В Монино около ангара Х стоял Ту-95 для учёбы, дело было в 1999 году. Началась Югославия. Они бомбят, наши рвут на Приштину. Я, курсант Жуковки на КМБ работаю или бегаю возле того ангара (готовимся к присяге и параду). Тут дают команду: двигайте Ту-95 на рулёжку (сам он либо уже исдох, либо не способен был крутанутся на таком пятаке). Мы в 300 рыл отпёрли ЕГО (Ту-95) на 200 метров в сторону. Выставили рядом с нашим любимым Ил-76 в ряд. Через неделю узнали, что НАТОвцы каким-то макаром засекли передвижение стратегического бомбера на «левом» аэродроме (рядом была «яма» поэтому не удивлюсь что наблюдение было постоянное) и якобы провели доп мобилизацию примерно на $ 1 000 000 000… Это нам потом с гордостью рассказывал нач курса и многие офицеры-преподователи. Т.е. ещё на уровне приведения присяги каждый из нас принёс затраты НАТО примерно на $ 3 000 000. Не каждый кто носит погоны смог такого добиться…
Трудно в это поверить, учитывая то, что американцы прекрасно знали, что самолёт демилитаризован и больше не может взлететь.
Ту-95МС, который сегодня можно увидеть в Центральном музее ВВС — конструктивно не совсем обычный самолёт. Его серийный номер 64034200002, то есть это второй построенный экземпляр этого типа. По большей части он был собран из деталей серийного Ту-142М. На многих элементах кабины имеется маркировка, начинающаяся с «142М». Но это не единственное отличие от машин поздних выпусков.
Часть особенностей сразу бросается в глаза при внешнем осмотре. Сильно различается размещение обтекателей антенн и капотов в носовой части самолёта.
Совершенно иную конструкцию имеет пушечная установка в хвосте.
В оборудовании кабины также имеются интересные детали. Вместо обычного штурвала у КВСа установлен штурвал динамометрический — для измерения усилия, прикладываемого лётчиком к нему. К спинке кресла прикреплена оранжевая этажерка для приборов, к ней ведёт толстый жгут проводов.
По бокам от места штурмана-оператора установлено два оранжевых крепления для некого оборудования. На левом имеется тумблер с маркировкой «Фото». Таким образом, самолёт явно участвовал в работах по доводке серии, и в конструкцию более поздних машин было внесено множество изменений.
В бомбоотсеке сохранился барабан катапультной установки для шести ракет.
В 2008 году ВВИА была объединена с Академией им. Ю.А. Гагарина в Военный учебно-научный центр (ВУНЦ) ВВС. Половина преподавателей уволена, набор абитуриентов прекращён. В 2011 году именем Академии названо военное училище в Воронеже, а монинская (как и московская) её части перестали существовать. В судьбе учебных самолётов началась новая страница.
Как самолёт перемещали в музей, можно увидеть в нашем небольшом видео: