Ту-4 (01 красный)

Ту-4 (изделие «Р», по кодификации НАТО: Bull — «Бык») — поршневой советский стратегический бомбардировщик, состоял на вооружении ДА ВВС СССР с 1949 года до начала 1960-х годов.

После второй мировой войны в Советском Союзе велись работы по созданию атомного оружия, а носителя этого оружия, такого как американский бомбардировщик, сбросивший атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, в стране не было.

Туполев получил задание – построить бомбардировщик Ту-4, взяв за основу американскую летающую «сверхкрепость» В-29. Три поврежденных самолета В-29, совершивших вынужденную посадку на Дальнем Востоке во время рейдов на Японию, были поочередно своим ходом доставлены в Москву.

Ту-4 (01 красный) зимней ночью в ЦМ ВВС в Монино. Фото: К. Грусанрёв

Ту-4 был сделан очень быстро, в течение двух лет. Чтобы ускорить разработку самолета, все размеры были выдержаны в дюймовой американской системе. С этой же целью не копировались некоторые элементы оборудования и вооружения. Были также установлены отечественные поршневые двигатели АШ-73TK конструкции Швецова. Бомбовая нагрузка отечественного бомбардировщика составила 8 тонн, а максимальная дальность полета – 6200 км.

1 мая 1947 г. первые три самолета Ту-4 пролетели над Красной площадью.

Было построено около 1000 бомбардировщиков Ту-4.

Самолет Ту-4 применялся в вариантах носителя и заправщика. Часть самолетов оснащалась крыльевой системой дозаправки топливом в воздухе. С бомбардировщика Ту-4 была сброшена советская атомная бомба на полигон на Новой Земле. Благодаря бомбардировщику Ту-4 советская авиационная промышленность освоила передовую американскую технологию цельнометаллического самолета. Были разработаны новые материалы, полуфабрикаты и бортовое оборудование.

Экипаж самолёта состоит из 11 человек: левого пилота — командира корабля; правого — второго пилота; бомбардира; штурмана; механика; радиста; оператора бортовой РЛС; 4 стрелков.

Вооружение

Стрелковое вооружение — первоначально 10 пулеметов УБ (12,7 мм), потом 10 пушек Б-20Э калибра 20 мм и позже НС-23 (23 мм) в пяти башнях — две в передней кабине, одна в задней, одна за ней и одна в кормовой кабине,
Бомбовая нагрузка 6000-8000 кг (6-8 ФАБ-1000).

Ту-4 (01 красный в ЦМ ВВС в Монино. Фото: Е. Барабанова)

Ту-4 в ЦМ ВВС

Самолет Ту-4, находящийся в музее, выпущен заводом № 18 в 1952 г. Эксплуатировался до конца 1958 г., после чего был передан в музей.

Назначениепоршневой стратегический тяжелый бомбардировщикДвигатель4 ПД АШ-73ТК
Кодификации НАТОBull — «Бык»Тяга двигателя4 х 2000 л.с.
Конструкторское бюроОКБ ТуполеваЭкипаж11 чел.
Главный конструкторТуполев А. Н.Максимальная взлётная масса66.000 кг
Летчик-испытательРыбко Николай СтепановичМаксимальная грузоподъёмность
Дата первого полета19 мая 1947 годаПерегоночная дальность5100 км
Дата ввода в эксплуатацию1949 г.Боевой радиус действия
Количество произведенных экземпляров1195Максимальная скорость:у земли: 435 км/ч
на высоте: 558 км/ч
Бортовой номер экспоната в Музее01 красныйПрактический потолок:11.200 м
Налет этого бортаДлина30.18 м
Дата прибытия в Музей1958 г.Высота8.46 м
Местонахождение в МузееСектор 1Размах крыльев:40,05 м

Интересные материалы

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки