Ту-4 (01 красный)
Ту-4 (изделие «Р», по кодификации НАТО: Bull — «Бык») — поршневой советский стратегический бомбардировщик, состоял на вооружении ДА ВВС СССР с 1949 года до начала 1960-х годов.
После второй мировой войны в Советском Союзе велись работы по созданию атомного оружия, а носителя этого оружия, такого как американский бомбардировщик, сбросивший атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, в стране не было.
Туполев получил задание – построить бомбардировщик Ту-4, взяв за основу американскую летающую «сверхкрепость» В-29. Три поврежденных самолета В-29, совершивших вынужденную посадку на Дальнем Востоке во время рейдов на Японию, были поочередно своим ходом доставлены в Москву.

Ту-4 был сделан очень быстро, в течение двух лет. Чтобы ускорить разработку самолета, все размеры были выдержаны в дюймовой американской системе. С этой же целью не копировались некоторые элементы оборудования и вооружения. Были также установлены отечественные поршневые двигатели АШ-73TK конструкции Швецова. Бомбовая нагрузка отечественного бомбардировщика составила 8 тонн, а максимальная дальность полета – 6200 км.
1 мая 1947 г. первые три самолета Ту-4 пролетели над Красной площадью.
Было построено около 1000 бомбардировщиков Ту-4.
Самолет Ту-4 применялся в вариантах носителя и заправщика. Часть самолетов оснащалась крыльевой системой дозаправки топливом в воздухе. С бомбардировщика Ту-4 была сброшена советская атомная бомба на полигон на Новой Земле. Благодаря бомбардировщику Ту-4 советская авиационная промышленность освоила передовую американскую технологию цельнометаллического самолета. Были разработаны новые материалы, полуфабрикаты и бортовое оборудование.
Экипаж самолёта состоит из 11 человек: левого пилота — командира корабля; правого — второго пилота; бомбардира; штурмана; механика; радиста; оператора бортовой РЛС; 4 стрелков.
Вооружение
Стрелковое вооружение — первоначально 10 пулеметов УБ (12,7 мм), потом 10 пушек Б-20Э калибра 20 мм и позже НС-23 (23 мм) в пяти башнях — две в передней кабине, одна в задней, одна за ней и одна в кормовой кабине,
Бомбовая нагрузка 6000-8000 кг (6-8 ФАБ-1000).

Ту-4 в ЦМ ВВС
Самолет Ту-4, находящийся в музее, выпущен заводом № 18 в 1952 г. Эксплуатировался до конца 1958 г., после чего был передан в музей.
Назначение | поршневой стратегический тяжелый бомбардировщик | Двигатель | 4 ПД АШ-73ТК |
Кодификации НАТО | Bull — «Бык» | Тяга двигателя | 4 х 2000 л.с. |
Конструкторское бюро | ОКБ Туполева | Экипаж | 11 чел. |
Главный конструктор | Туполев А. Н. | Максимальная взлётная масса | 66.000 кг |
Летчик-испытатель | Рыбко Николай Степанович | Максимальная грузоподъёмность | |
Дата первого полета | 19 мая 1947 года | Перегоночная дальность | 5100 км |
Дата ввода в эксплуатацию | 1949 г. | Боевой радиус действия | |
Количество произведенных экземпляров | 1195 | Максимальная скорость: | у земли: 435 км/ч на высоте: 558 км/ч |
Бортовой номер экспоната в Музее | 01 красный | Практический потолок: | 11.200 м |
Налет этого борта | Длина | 30.18 м | |
Дата прибытия в Музей | 1958 г. | Высота | 8.46 м |
Местонахождение в Музее | Сектор 1 | Размах крыльев: | 40,05 м |