Ту-22М0 (33 красный)
Ту-22М («изделие 45») по кодификации НАТО: Backfire) — советский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Носитель ядерного оружия. В эксплуатации с 1974 года и по настоящее время (2020 год). Строился в двух основных модификациях — Ту-22М2, с 1972 по 1984 год, снят с вооружения в середине 90-х; Ту-22М3, с 1978 по 1993 год, эксплуатируется.
Самолёт Ту-22М — один из самых засекреченных авиационных проектов СССР времен «холодной войны», благодаря чему даже сейчас значительное количество доступной информации по этому самолёту не соответствует действительности.
РАЗРАБОТКА
К середине 1960-х годов тенденции в области боевого применения дальней авиации обозначили низкую эффективность однорежимных сверхзвуковых тяжёлых бомбардировщиков. Необходимо было создавать многорежимные самолёты, способные выполнять боевые задачи в широком спектре высот и скоростей. Эта цель могла быть достигнута, в первую очередь, использованием крыла изменяемой в полёте стреловидности.
Работа над проектом такого дальнего ударного самолёта началась в ОКБ Туполева в 1965 году. Поначалу работа велась без финансирования из государственного бюджета на инициативных началах и позиционировалась исключительно как глубокая модернизация самолёта Ту-22К.
Выявленные на самолете Ту-22 конструктивные и эксплуатационные недостатки потребовали настолько глубоких изменений, что следующую машину Ту-22М нельзя назвать модификацией: это принципиально новый бомбардировщик, в конструкции которого от Ту-22 остались лишь передняя стойка шасси и створки бомбового отсека.
Была выбрана схема с крылом изменяемой стреловидности, новые 25-тонные двигатели НК-25 разместились в фюзеляже, максимальная бомбовая нагрузка увеличена до 21 тонны, количество крылатых ракет Х-22 увеличено до трех, предусмотрена возможность дозаправки самолета в воздухе при помощи системы «шланг-конус-штанга».
После доработок самолет получил наименование Ту-22М и под этим именем был принят на вооружение в 1976 г.
Войсковые испытания велись в полтавском полку, которым командовал будущий главнокомандующий Военно-воздушными силами России Пётр Степанович Дейнекин.
Самолеты типа Ту-22М использовались в боевых действиях в Афганистане: при разблокировании окруженного моджахедами Хоста, в других операциях и при обеспечении начавшегося в 1988 г. вывода советских войск из Афганистана.
Ту-22М в ЦМ ВВС
Самолет Ту-22М поступил в музей из учебной лаборатории военно-воздушной инженерной академии в октябре 1989 г.
Экспонируемый в музее Ту-22М тип 45 выпущен на Казанском авиазаводе в 1970 году с заводским номером 5019029.
С 23 марта 1970 года до 15 января 1971 года на нём производили испытательные полёты.
С марта по октябрь самолёт находился на заводе для доработки и замены двигателей на более мощные. Доработки также касались усиления фюзеляжа и установки тормозного парашюта.
С ноября 1971 года по март 1974 года продолжил испытательные полёты. 13 марта 1974 года на нём трижды получали вертикальные перегрузки от 2 до 4 единиц, после чего эксплуатация самолёта для учебных целей проходила только на земле.
25 февраля 1975 года лётчик Борисов перегнал Ту-22М0 в Монино, на учебно-аэродромную базу академии им. Н. Е. Жуковского. Этот самолёт провёл в небе 127 часов 29 минут, выполнил 142 посадки. В октябре 1989 поступил в Музей ВВС. Единственный музейный экземпляр.
Назначение | дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик | Двигатель | 2 ДТРДФ НК-144-22 |
Кодификации НАТО | Backfire | Тяга двигателя | 2 х 20.000 кгс |
Конструкторское бюро | КБ Туполева | Экипаж | 4 чел. |
Главный конструктор | Дмитрий Сергеевич Марков | Максимальная взлётная масса | 126.000 кг |
Летчик-испытатель | Борисов Василий Петрович | Максимальная грузоподъёмность | |
Дата первого полета | 30 августа 1969 года | Перегоночная дальность | 4.110 км |
Дата ввода в эксплуатацию | Боевой радиус действия | ||
Количество произведенных экземпляров | ~240 | Максимальная скорость: | 1.530 км/ч |
Бортовой номер экспоната в Музее | 33 красный | Практический потолок: | 12.000 м |
Налет этого борта | 127 ч. 29 мин., 142 посадки | Длина | 41.46 м |
Дата прибытия в Музей | Октябрь 1989 г | Высота | 11,05 м |
Местонахождение в Музее | Сектор 1 | Размах крыльев: | максимальны — 31.60 м минимальны — 22.75 м |
Интересные материалы
В статье использованы материалы:
Заглавная фотография статьи — автор Андрей Хомич. Также были использованы фотографии Кирилла Гнусарева и Игоря Колоколова.