Ту-22М0 - 185752 Андрей Хомич

Ту-22М0 (33 красный)

Ту-22М («изделие 45») по кодификации НАТО: Backfire) — советский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Носитель ядерного оружия. В эксплуатации с 1974 года и по настоящее время (2020 год). Строился в двух основных модификациях — Ту-22М2, с 1972 по 1984 год, снят с вооружения в середине 90-х; Ту-22М3, с 1978 по 1993 год, эксплуатируется.

Самолёт Ту-22М — один из самых засекреченных авиационных проектов СССР времен «холодной войны», благодаря чему даже сейчас значительное количество доступной информации по этому самолёту не соответствует действительности.

РАЗРАБОТКА

К середине 1960-х годов тенденции в области боевого применения дальней авиации обозначили низкую эффективность однорежимных сверхзвуковых тяжёлых бомбардировщиков. Необходимо было создавать многорежимные самолёты, способные выполнять боевые задачи в широком спектре высот и скоростей. Эта цель могла быть достигнута, в первую очередь, использованием крыла изменяемой в полёте стреловидности.

Работа над проектом такого дальнего ударного самолёта началась в ОКБ Туполева в 1965 году. Поначалу работа велась без финансирования из государственного бюджета на инициативных началах и позиционировалась исключительно как глубокая модернизация самолёта Ту-22К.

Автор фотографии: Кирилл Гнусарев

Выявленные на самолете Ту-22 конструктивные и эксплуатационные недостатки потребовали настолько глубоких изменений, что следующую машину Ту-22М нельзя назвать модификацией: это принципиально новый бомбардировщик, в конструкции которого от Ту-22 остались лишь передняя стойка шасси и створки бомбового отсека.

Для сравнения: Ту-22А (32 красный) в ЦМ ВВС в Монино. Фото: Е. Барабанова
И «модификация» Ту-22 — Ту-22М0 (33 красный) в ЦМ ВВС в Монино. Фото: Е. Барабанова

Была выбрана схема с крылом изменяемой стреловидности, новые 25-тонные двигатели НК-25 разместились в фюзеляже, максимальная бомбовая нагрузка увеличена до 21 тонны, количество крылатых ракет Х-22 увеличено до трех, предусмотрена возможность дозаправки самолета в воздухе при помощи системы «шланг-конус-штанга».

После доработок самолет получил наименование Ту-22М и под этим именем был принят на вооружение в 1976 г.

Войсковые испытания велись в полтавском полку, которым командовал будущий главнокомандующий Военно-воздушными силами России Пётр Степанович Дейнекин.

Самолеты типа Ту-22М использовались в боевых действиях в Афганистане: при разблокировании окруженного моджахедами Хоста, в других операциях и при обеспечении начавшегося в 1988 г. вывода советских войск из Афганистана.

Автор фотографии Игорь Колоколов

Ту-22М в ЦМ ВВС

Самолет Ту-22М поступил в музей из учебной лаборатории военно-воздушной инженерной академии в октябре 1989 г.

Экспонируемый в музее Ту-22М тип 45 выпущен на Казанском авиазаводе в 1970 году с заводским номером 5019029.

С 23 марта 1970 года до 15 января 1971 года на нём производили испытательные полёты.

С марта по октябрь самолёт находился на заводе для доработки и замены двигателей на более мощные. Доработки также касались усиления фюзеляжа и установки тормозного парашюта.

С ноября 1971 года по март 1974 года продолжил испытательные полёты. 13 марта 1974 года на нём трижды получали вертикальные перегрузки от 2 до 4 единиц, после чего эксплуатация самолёта для учебных целей проходила только на земле.

25 февраля 1975 года лётчик Борисов перегнал Ту-22М0 в Монино, на учебно-аэродромную базу академии им. Н. Е. Жуковского. Этот самолёт провёл в небе 127 часов 29 минут, выполнил 142 посадки. В октябре 1989 поступил в Музей ВВС. Единственный музейный экземпляр.

Назначениедальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Двигатель2 ДТРДФ НК-144-22
Кодификации НАТОBackfireТяга двигателя2 х 20.000 кгс
Конструкторское бюроКБ ТуполеваЭкипаж4 чел.
Главный конструкторДмитрий Сергеевич МарковМаксимальная взлётная масса126.000 кг
Летчик-испытательБорисов Василий ПетровичМаксимальная грузоподъёмность
Дата первого полета30 августа 1969 годаПерегоночная дальность4.110 км
Дата ввода в эксплуатациюБоевой радиус действия
Количество произведенных экземпляров~240Максимальная скорость:1.530 км/ч
Бортовой номер экспоната в Музее33 красныйПрактический потолок:12.000 м
Налет этого борта127 ч. 29 мин., 142 посадкиДлина41.46 м
Дата прибытия в МузейОктябрь 1989 гВысота11,05 м
Местонахождение в МузееСектор 1Размах крыльев:максимальны — 31.60 м
минимальны — 22.75 м

Интересные материалы

В статье использованы материалы:

Заглавная фотография статьи — автор Андрей Хомич. Также были использованы фотографии Кирилла Гнусарева и Игоря Колоколова.

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки