Ту-16 (50 красный)
Ту-16 (изделие «Н», по кодификации НАТО: Badger — «Барсук») — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и другие. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.
В 1948 г. в ОКБ Туполева началась работа по проектированию и постройке дальнего высокоскоростного реактивного бомбардировщика. 27 апреля 1952 г. первый опытный экземпляр бомбардировщика, получившего название Ту-16, был впервые поднят в воздух летчиком-испытателем Николаем Степановичем Рыбко. В строевые части самолет начал поступать в 1954 г.
Бомбардировщик Ту-16 выполнен по схеме цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом и однокилевым свободнонесущим оперением. В фюзеляже находятся передняя и задняя герметические кабины и бомбовый отсек. Два турбореактивных двигателя РД-3М (разработаны Микулиным) крепятся к фюзеляжу, а подвод воздуха к ним осуществляется по каналам внутри корневой части крыла.
Экипаж самолета 6-7 человек, в зависимости от модификации:
- командир корабля
- помощник командира корабля (ПКК)
- штурман-навигатор
- штурман-оператор (второй штурман)
- воздушный стрелок-радист (ВСР)
- командир огневых установок (КОУ)
- на отдельных модификациях, в частности «Кедр», — оператор радио-электронного противодействия (РЭП)
В течение 40 лет было выпущено 1509 самолетов Ту-16 около 50 модификаций.
Вооружение
Пушечное: Система ПВ-23 (9-А-036) — 7×23-мм пушек АМ-23 (три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части). Ту-16-К-10 — 6 пушек АМ-23 (три спаренные башенные установки с дистанционным управлением).
Бомбовая нагрузка: 8900 кг в отсеке оружия (возможность нести ФАБ-9000 или ядерную бомбу).
Ракетное вооружение:
В морском варианте, ракетоносец Ту-16-К-10-26 выполнял полёты с двумя ракетами КСР-5 (по одной под крыльями), и одной ракетой К-10С под фюзеляжем (полуутопленной в бомбоотсеке). Боевая нагрузка в таком варианте составляла 12410 кг.
Инциденты
По неофициальным данным, за период эксплуатации в вооружённых силах СССР в результате лётных происшествий было потеряно 145 самолётов Ту-16, в результате чего погибло 709 человек.
Использование
Самолет использовался во время войны в Афганистане, где Ту-16 бомбами калибра вплоть до 9000 кг наносили массированные «ковровые» удары по позициям моджахедов. Использовался Ту-16 и в других вооруженных конфликтах: Изиаиля и Египта, Ирака и Ирана, Индонезии и Голландии.
Ту-16 вошел в историю советской и российской авиации как первый массовый дальний реактивный бомбардировщик.
Бомбардировщик выпускался серийно в течение 10 лет в нескольких модификациях, послужил прототипом первого советского пассажирского реактивного самолёта Ту-104. В СССР и Китае было изготовлено более полутора тысяч Ту-16.
Ту-16 (50 красный) в ЦМ ВВС
В 1955 году Ту-16 (заводской номер 1880802) передали в Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил, где на нём летали до августа 1960 года.
6 августа 1960 г. его перегнали в Монино, на учебную аэродромную базу Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, а 16 ноября 1967 года передали в музей ВВС.
За время эксплуатации самолёт налетал 562 часа 48 минут, выполнил 218 посадок.
Имеет статус «Памятник науки и техники»
Назначение | дальний бомбардировщик-ракетоносец, многоцелевой тяжёлый самолёт | Двигатель | 2× ТРД РД-3М или РД-3М-500 |
Кодификации НАТО | Badger — «Барсук» | Тяга двигателя | 2× 9650 (чрезвычайный режим 2х 10650) кгс |
Конструкторское бюро | КБ Туполев (ОКБ-156) | Экипаж | 6-7 чел., зависит от модификации |
Главный конструктор | Д. С. Марков | Максимальная взлётная масса | 79.000 кг |
Летчик-испытатель | Николай Степанович Рыбко | Максимальная грузоподъёмность | |
Дата первого полета | 27 апреля 1952 года | Перегоночная дальность | 7.200 км |
Дата ввода в эксплуатацию | 1954-1993 | Боевой радиус действия | 3.150 км |
Количество произведенных экземпляров | 1507 | Максимальная скорость: | максимальная: 1.050 км/ч крейсерская: 850 км/ч |
Бортовой номер экспоната в Музее | 50 красный | Практический потолок: | 12.800 м |
Налет этого борта | 562 часа 48 минут | Длина | 34,8 м |
Дата прибытия в Музей | Ноябрь 1967 г | Высота | 10,4 м |
Местонахождение в Музее | Сектор 1 | Размах крыльев: | 33 м |