Ту-16 (50 красный)

Ту-16 (изделие «Н», по кодификации НАТО: Badger — «Барсук») — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и другие. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.

В 1948 г. в ОКБ Туполева началась работа по проектированию и постройке дальнего высокоскоростного реактивного бомбардировщика. 27 апреля 1952 г. первый опытный экземпляр бомбардировщика, получившего название Ту-16, был впервые поднят в воздух летчиком-испытателем Николаем Степановичем Рыбко. В строевые части самолет начал поступать в 1954 г.

Бомбардировщик Ту-16 выполнен по схеме цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом и однокилевым свободнонесущим оперением. В фюзеляже находятся передняя и задняя герметические кабины и бомбовый отсек. Два турбореактивных двигателя РД-3М (разработаны Микулиным) крепятся к фюзеляжу, а подвод воздуха к ним осуществляется по каналам внутри корневой части крыла.

Экипаж самолета 6-7 человек, в зависимости от модификации:

  • командир корабля
  • помощник командира корабля (ПКК)
  • штурман-навигатор
  • штурман-оператор (второй штурман)
  • воздушный стрелок-радист (ВСР)
  • командир огневых установок (КОУ)
  • на отдельных модификациях, в частности «Кедр», — оператор радио-электронного противодействия (РЭП)

В течение 40 лет было выпущено 1509 самолетов Ту-16 около 50 модификаций.

Вооружение

Пушечное: Система ПВ-23 (9-А-036) — 7×23-мм пушек АМ-23 (три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части). Ту-16-К-10 — 6 пушек АМ-23 (три спаренные башенные установки с дистанционным управлением).
Бомбовая нагрузка: 8900 кг в отсеке оружия (возможность нести ФАБ-9000 или ядерную бомбу).
Ракетное вооружение:
В морском варианте, ракетоносец Ту-16-К-10-26 выполнял полёты с двумя ракетами КСР-5 (по одной под крыльями), и одной ракетой К-10С под фюзеляжем (полуутопленной в бомбоотсеке). Боевая нагрузка в таком варианте составляла 12410 кг.

Инциденты

По неофициальным данным, за период эксплуатации в вооружённых силах СССР в результате лётных происшествий было потеряно 145 самолётов Ту-16, в результате чего погибло 709 человек.

Использование

Самолет использовался во время войны в Афганистане, где Ту-16 бомбами калибра вплоть до 9000 кг наносили массированные «ковровые» удары по позициям моджахедов. Использовался Ту-16 и в других вооруженных конфликтах: Изиаиля и Египта, Ирака и Ирана, Индонезии и Голландии.


Ту-16 вошел в историю советской и российской авиации как первый массовый дальний реактивный бомбардировщик.

Бомбардировщик выпускался серийно в течение 10 лет в нескольких модификациях, послужил прототипом первого советского пассажирского реактивного самолёта Ту-104. В СССР и Китае было изготовлено более полутора тысяч Ту-16.

Ту-16 (50 красный) в ЦМ ВВС

В 1955 году Ту-16 (заводской номер 1880802) передали в Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил, где на нём летали до августа 1960 года.

6 августа 1960 г. его перегнали в Монино, на учебную аэродромную базу Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, а 16 ноября 1967 года передали в музей ВВС.

За время эксплуатации самолёт налетал 562 часа 48 минут, выполнил 218 посадок.

Имеет статус «Памятник науки и техники»

Назначениедальний бомбардировщик-ракетоносец, многоцелевой тяжёлый самолётДвигатель2× ТРД РД-3М или РД-3М-500
Кодификации НАТОBadger — «Барсук»Тяга двигателя2× 9650 (чрезвычайный режим 2х 10650) кгс
Конструкторское бюроКБ Туполев (ОКБ-156)Экипаж6-7 чел., зависит от модификации
Главный конструкторД. С. МарковМаксимальная взлётная масса79.000 кг
Летчик-испытательНиколай Степанович РыбкоМаксимальная грузоподъёмность
Дата первого полета27 апреля 1952 годаПерегоночная дальность7.200 км
Дата ввода в эксплуатацию1954-1993Боевой радиус действия3.150 км
Количество произведенных экземпляров1507Максимальная скорость:максимальная: 1.050 км/ч
крейсерская: 850 км/ч
Бортовой номер экспоната в Музее50 красныйПрактический потолок:12.800 м
Налет этого борта562 часа 48 минутДлина34,8 м
Дата прибытия в МузейНоябрь 1967 гВысота10,4 м
Местонахождение в МузееСектор 1Размах крыльев:33 м

Интересные материалы

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки