Ту-104АК. Дайджест 2021

Мы собрали для вас дайджест постов из нашего инстаграма @aviamuseum.ru по работам на Ту-104АК. Представляем его вашему вниманию.
Кстати, у каждого борта есть свой хэштег в Instagram, наприер: #Ту104АК_ЦМВВС. Все хештеги по всем бортам вы можете посмотреть в закрепленных сторис.
Также у нас есть еще в Telegram, группа Вконтакте и Страница в Facebook. Подписывайтесь!

Читайте статью об истории нашего борта.

Если среди наших читателей найдется волонтер-редактор, кто поможет вычитывать и формировать сводный дайджесты — напишите на info@aviamuseum.ru, мы будем очень рады помощи! Как вы понимаете, это можно делать и удалено 😉


Уникальная фотография

Начнем с поста про находку, опубликованного 12 апреля 2021 года — в День Космонавтики.

В ЦМ ВВС есть довольно много экспонатов, так или иначе связанных с космосом. Это и МиГ-15УТИ Юрия Гагарина, и БОР-5 (Беспилотный Орбитальный Ракетоплан), и гондола стратостата СССР-1, и конечно же Ту-104АК.

Как раз на днях командир волонтерской бригады Ту-104 нашел редчайшую фотографию, на которой запечатлен отряд летчиков и сотрудников, помогавших в подготовке к полетам, в том числе и Юрий Гагарин. Правда, мы пока не смогли определить — был ли это «наш» Монинский борт, но все равно хотим поделиться с вами этой находкой.

Юрий Гагарин на борту Ту-104АК
Юрий Гагарин на борту Ту-104АК

Если кто-то владеет более подробной информацией по данной фотографии, узнает другие лица на снимке, пожалуйста, пишите нам в комментарии или в сообщения.

Из комментариев: vlad.shchu

Фотография из семейного архива моего коллеги Владислава Гелиосовича Ярошенко. Его отец Ярошенко Гелиос Лукич — Полковник медицинской службы. На фото за Гагариным.

Ярошенко Г.Л. Участник Великой Отечественной войны.

В качестве военврача (старшего научного сотрудника) служил в Институте авиационной и космической медицины (ИАиКМ), занимался вопросами обеспечения длительных космических полетов. Совместно со своими коллегами из клинического отдела Института АКМ (Колосов И.А. и Чекирда И.Ф.), разработал и сконструировал прозрачный герметический контейнер – операционный блок. В этом контейнере в 1966 -1967 годах проводились полостные операции на кроликах в условиях кратковременной невесомости, при этом кинооператор Терешков В.В. снимал ход операции кинокамерой. В апреле 1964 года принимал участие в наборе кандидатов для полёта на первом трехместном КК «Восход» (целевой набор «Восход») в качестве врача. Полностью прошел медицинское обследование в НИАГ в качестве кандидата от НИИ-7 ВВС (ГНИИИ АиКМ), и был допущен до спецподготовки. Его кандидатура рассматривалась 26 мая 1964 года на заседании Мандатной комиссии по отбору врачей в экипаж корабля «Восход», но для зачисления в группу для подготовки он рекомендован не был.

В начале 1965 года рассматривался в качестве одного из возможных кандидатов для участия в 1966 году в полёте корабля «Восход» по медицинской программе. Подготовил программу по проведению хирургической операции в условиях невесомости. Однако медицинский отбор в ИМБП не прошел и в группу не включался.

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


05.06.2021

Первый летний субботник было решено потратить на устранение выявленных в прошлый раз течей. Перепакован иллюминатор над центропланом, переклеено уплотнение заднего аварийного выхода, произведен ремонт уплотнения форточки КВС.

Обтекатель РЛС поставлен на герметик и установлен его крепеж.

Повторной прокачкой гидросистемы трапа удалось расшевелить застрявший ауттриггер, теперь все работает.
Спасибо Михаилу, Артему, Марии.

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


Ту-104АК ЦМ ВВС
Ту-104АК ЦМ ВВС

12.06.2021

В переднем багажнике установлены демонтированные два года назад перегородки. Освободившееся место убрали и пропылесосили.

Загрунтованы обтекатели гондол шасси.

Егор аккуратно выпрямил неизвестно кем изуродованный ключ чемодана с бортинструментом.

Открыли люк аварийного покидания, для лучшего проветривания.

Обнаружили в переднем багажнике лужу, но течет скорее всего не по иллюминаторам (там сухо), а по стыку гермошпангоута. Теоретически: надо очистить этот стык и нанести герметик. Как практически сделать — надо придумать.

Мысли вслух: панели фальшпола нужно утилизировать, они сгнили. Слоеный пирог — алюминий-фанера-алюминий — за много лет пропитался водой, алюминиевые накладки сгнили и при малейшем прикосновении источают в воздух коррозионную пыль, которой, думаю, дышать не очень полезно.

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


19.06.2021

Как всегда обстоятельный отчет от командира бригады Ту-104АК Егора Жукова.

Жаркий летний день. Температура достигала 31 градуса. Мы постарались делать работы по максимуму на улице. В самолете для проветривания открыли все, что только можно.

Обтекатели гондол шасси покрашены в радикально серый цвет. Получилось на мой взгляд несколько темнее, чем надо, но, может быть, я ошибаюсь, глядя на выцветший серый низа фюзеляжа.

Александр установил фару и подготовил обтекатель правой гондолы к установке. После обеда ее установили на место, на герметик. Качество купленного нового крепежа «порадовало» своей пластилиновостью. Но дело сделано и правая гондола сверкает свежепокрашенным обтекателем и фарой. Левый оставили на следующий раз.

В ангаре нашли разъем от датчика положения закрылков, который у нас утрачен. В следующий раз спаяем.

Слили отстой с топливного фильтра. Он оказался ядовито красного цвета. Отдали на анализ.

Маша установила шкаф нумератора и панели АЗС на центроплане. В следующий раз приступим к сборке.

Она же пайкой удлинила вызвоненные нами ранее провода, которые в косе обрезаны под корень.

Я начал очистку коррозии в среднем багажнике, что в такую жару стало весьма сомнительным удовольствием. Сильно скорродировал самый нижний стрингер, в остальном состояние более менее, хотя в нескольких местах сами панели обшивки начали корродировать.

Артем соорудил ручку для нашего нагревателя крепежа, так как предыдущая слишком сильно грелась и плавилась.

Получили новую книгу на сканирование: «Ту-104, высотное, кислородное оборудование, система управления».

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


Подарок

Друзья! Не будем скрывать — мы очень любим, когда нам что-нибудь дарят. И об одном таком важном и очень нужном подарке хотим Вам рассказать.

Эти заветные коробки приехали к нам из Белоруссии. Андрей Зайцев передал в дар волонтерам эпоксидный грунт.Это незаменимый в нашей работе антикоррозионный грунт, который нужен для защиты повреждённых поверхностей перед покраской после их предварительной зачистки.

На такой необычный подарок Андрея вдохновил отчёт о Ту104, где освещалась проблема коррозии.

Андрей, от лица всех волонтеров благодарим Вас за столь ценную для нас помощь!

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


«Внеклассная работа»

Пока продолжается период летних отпусков, и работы на Ту-104АК приостановились, Александр доказывает, что работать можно не только борту.

На нашем самолете установлен некий симбиоз из систем СПУ-10 и СГУ-15. Мануалов на это чудо найти в электронном виде пока не удавалось. Александр нашел искомый документ…. в ленинской библиотеке. Нашел, съездил, изучил и сфоткал необходимые места и схемы. Теперь у нас блуждание в потемках трансформируется в целенаправленное прозванивание цепей. Творческий подход!

Если у вас вдруг завалялись ненужные СПУ-10 и СГУ-15, напишите нам в директ и комментарии, пожалуйста)
Также есть еще какие-то полезные документы по Ту-104АК или любым другим бортам, мы тоже будем очень рады!

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


11.09.2021

Первый выпуск закрылков Ту-104АК!

Чудесный теплый субботник с грандиозными событиями! Сегодня расскажем про главное достижение дня — запуск системы выпуска-уборки закрылков! Чтоб вы понимали, восстановление таких сложных систем — это огромная работа и всегда большое событие!

Все организовано по штатной схеме: включаем соответствующие АЗС и ручкой управления щитками, выставляем их на необходимый угол. Полный выпуск длится примерно 50 секунд, уборка около 45 секунд. На двух моторах уборка — 28 секунд. Аккумуляторы, обеспечивающие питание системы показали себя хорошо, позволив прогнать туда-сюда семь-восемь раз.

В процессе обнаружили и исправили неправильное соединение по второму мотору: при команде на выпуск — убирались и наоборот.

Осталось закончить с индикацией положения закрылков, для этого нужен разъем на датчик и на один из указателей.

Вообще работы начались в 2019 году и прерывались в 2020 из-за пандемии.

Еще в лихие времена вандалы обрезали всю проводку на борте, но сохранилось почти все оборудование. Для поиска необходимых элементов была организована экспедиция в Рыбинск в конце января 2020 года, где в -10С за три полных дня был проведен целый список работ и добыто множество полезных элементов, в т.ч. вся нужная проводка.

В 2021 были закуплены источники питания и проведены все проверки. Была выполнена огромная работа по прозвонке проводке, поиску обрезанных концов проводов, их пайке и еще раз прозвонке.

Главное действующее лицо — Александр Артамонов, Егор ему помогал, ну и вся бригада по чуть-чуть.

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост — там же вы можете посмотреть видео этого процесса.


11.09.2021

Что еще было сделано в ту субботу — слово капитану бригады Егору Жукову.

Уже неоднократно было, когда долго ищешь решение проблемы, а потом внезапно она решается сама и очень легко. Так, наконец решена проблема с вечно текущим дренажом форточки КВС. Когда уже была куплена трубка, с помощью зажигалки натянута на кончик дренажной трубки, совершенно внезапно обнаружена родная трубка выводящая воду за пределы кабины. Смонтировано и больше проблем нам это доставлять не будет!

Кроме этого, подключили разъемы на установленные ранее крыльевые фары, но обнаружили недоработку в проводке. Доделываем.

Вечно текущий люк заднего аварийного выхода поставили на герметик, ибо он почти никогда не открывается, посмотрим, как поможет.

Егор собрал из двух поврежденных указателей поворота ЭУП-53 один нормальный и установил на панель КВС.

Теперь список недостающих приборов сократился — ищем: ПП-75, указатель оборотов, ВД-20 (2шт).

Хотели начать укладку баллонов в передний багажник, но осмотрев ложементы обнаружили обильную коррозию в местах их крепления. Зачищали, грунтовали. В общем, сделано много, а главное — прорыв с закрылками. Большое спасибо Александру и Никите.

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


Видео «Внутри Ту-104АК

Внутри Ту-104АК в ЦМ ВВС в Монино


18.09.2021

Рассказывает командир бригады Ту-104АК Егор Жуков:

На субботнике выполнялась не очень прорывная, но необходимая работа. Я собрал прибор КППМ (у него не было стекла), попробовал его установить, но не удалось. Дело в том, что на панели КВС в том месте, где стоял КППМ, был вырван кусок материала, в процессе ремонта панели приклепали вставку. Но у КППМ посадочное отверстие не совсем круглое, на приборе есть наплывы для регулировки по курсу и глиссаде. В следующий раз привезу бормашинку, чтобы «выбрать» места под эти наплывы и установлю КППМ.

Пока не удастся найти указатель оборотов двигателей, решили сделать макет из «родного» прибора. Там нет стекла, стрелок и повреждено покрытие циферблата.

Ту-104АК ЦМ ВВС
Ту-104АК ЦМ ВВС

Часы с центральной панели забрал в ремонт. Там разбито стекло и при полном заряде они не ходят. Они под красную подсветку. Поменялся бы с кем то на АЧС с «желтой» шкалой, если у кого то такие есть. Есть идеи?

С помощью Макса Лаптева приклепали анкер и замок на панель АЗС бортпроводников. Теперь она красиво и надежно закрывается.

Никита спустил в передний багажник ложементы и воздушные баллоны. Теперь свободного места стало еще больше.

Поставили по левому борту пять парных кресел, но их покажем отдельно) там целая история)))

Под конец дня продолжили работать с коррозией в среднем багажнике.

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


Кресла на Ту-104АК

Про кресла на Ту-104АК (помните, да, что это борт переделанный для космической программы, а не пассажирский, поэтому ситуация там очень интересная сложилась).

Рекомендуем посмотреть пост

Как вы видите, кресла разнокалиберные, но половина из них именно с Ту-104.

На фото: ряд 1, 2, 6 — родные кресла от Ту-104 б/н 42326 (тот борт — летающая лаборатория в Жуковском, распилена примерно в 2010 году). При этом кресла в 1-м и 2-м ряду колхозно переделанные: там нарощены подголовники, видимо делалось в самом Жуковском.

Кресла ряда 3 и 4 нам дали в «нагрузку».

Стоит отметить, что на Ту-104 своя колея рельсов кресел. Они не подходит ни к Ил-18, ни к другим «тушкам».

Зачастую самолеты космической эскадрильи совершали пассажирские и грузовые рейсы на Байконур и обратно. Особенно часто на такие рейсы ходил борт 48. Тогда салон оснащался креслами.

В следующем году надо будет привести их в порядок. К сожалению, старые чехлы в таком состоянии, что их уже нельзя отремонтировать. Набить кресла и пошить чехлы самим — хороший вариант, при наличии времени и рук, которые это сделают.

В 2018 году в ателье нам давали такие цены: 10 кресел * 5.000 = 50.000 рублей. Сейчас скорее всего ситуация будет другая. Будем рады вашим рекомендациям.

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


18.09.2021

В гостях на Ту-104АК была Мария Карманова @tu104a , которая занимается восстановлением Ту-104А СССР-42382 (аэродром Бердск-Центральный). Егор показал свой борт и рассказал, что и как он приводит в порядок.

Никита спустил в передний багажник ложементы и воздушные баллоны. Работаем друзья!

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


Ту-104АК ЦМ ВВС
Ту-104АК ЦМ ВВС

09.10.2021

С борта Ту-104АК, рассказывает командир бригады Егор Жуков:

Собрали проблесковый маяк, установили под фюзеляжем. Наш украли в старые времена, обрезав при этом разъем, так что теперь для восстановления работоспособности надо искать разъем. Спасибо Юлию за поиск и доставку маяка и за подаренное стекло! Вандалы искорежили посадочную площадку маяка, пытаясь оторвать ее. Мы попробовали ее снять, чтобы выправить. Но винты не поддавались. Тогда решили выправить ее на месте, что, в принципе, получилось неплохо. Теперь это место выглядит по-другому, но вырванная задняя опора все портит. Надо придумать, что с ней делать…

Собрали схему выпуска закрылков и выпустили штатно. В полостях закрылков за эти годы скопилось достаточно много грязи. Мы все почистили и убрали закрылки обратно теперь уже до весны.

После обеда решили разобраться с панелями пола. Рассортировали, разложили. Множество деталей багажников спустили вниз, в передний багажник, чтобы они не захламляли пространство. Сделали уборку, теперь во втором салоне непривычно много места.

Спасибо за работу Никите и Георгию.

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


16.10.2021

Рассказывает командир борта Ту-104АК Егор Жуков:

Субботник плодотворный, но не отмеченный героическими свершениями, обычный кропотливый труд.

Никита целый день возился с последней разрушенной панелью пола. Сначала он пытался снять обломки культурно, но потом решили, что ни к чему нам тратить на это время и просто выломали ее. Все равно выбрасывать. Потом из донорских панелей выпиливали новую. Практически закончили на этом, осталось доделать еще одну плиту, которая хоть и тоже донорская, но с повреждениями. На это у него ушел почти весь день.

Я снял люк доступа в задний техотсек. Там расположен блок управления проблесковыми маяками. Сам блок на месте, выглядит нетронутым. Прозвонили линию к нижнему маяку. Там отсутствует разъем, будем искать разъем и припаивать. А вот линия питания этого блока теряется где то в задней части подполья. Её вызвонить пока не удалось. Места в техотсеке очень мало, спасибо новичку Никите, который там провел достаточно времени.

Потом стали прозванивать линии от панели АЗС бортпроводников к потребителям. За зиму хотим тоже восстановить штатное освещение салона, тем более, что становится темно. Уже после 16:00 без освещения в салоне темно.

Что-то надо делать с дисками передней стойки — они активно корродируют. Почистили, покрыли грунтом.

Параллельно наблюдаю за тем, как бригада Ил-18 разбирает и дефектует свой трап, чтобы на следующий год повторить со своим.

План на следующий субботник: Окончание ремонта панелей пола, поиск линии питания проблесковых маяков, доработка посадочного места прибора КППМ, восстановление линий управления крыльевыми фарами.

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


Ту-104АК ЦМ ВВС
Ту-104АК ЦМ ВВС

23.10.2021

Рассказывает Егор Жуков:

Нас было пять человек. Особо хочется отметить нашего новичка Риту. Надеемся, что ей понравилось, и она продолжит работать с нами. А также Катю, приехавшую из Туманного Альбиона и выделившую субботу для работы и общения со старыми друзьями.

Девушки смазали рельсы, червяки и ползушки механизмов закрылков. Скорее всего до весны уже выпускать не будем. Попробуем за зиму снять и смазать редуктор привода закрылков. Рита паяла разъем датчика положения закрылков, эту подсистему также предстоит доделать.

Никита продолжил эпопею с полами. Закончена укладка полов по левому борту второго салона. Уже несколько субботников он выполняет эту, казалось бы несложную работу. В этот день ему еще помогала Катя.

Я наконец-то установил КППМ! Проблема была в заплатке, установленной взамен вырванного куска приборной доски. Ее надо было подгонять по полмиллиметра, чтобы вошел этот достаточно массивный прибор.

В следующем посте по Ту-104АК напишем еще про работы с электрикой.

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.



Далее Егор рассказывает про электрику.

Александр нашел обрезанный выход питания блока управления проблесковыми маяками в заднем багажнике. Мы выяснили как управлялась эта подсистема:

  • Сначала активировался АЗС на правом щитке.
  • Потом включался тумблер на верхней панели (Я из двух тумблеров собрал один рабочий).
  • Дальше питание шло на реле, включавшее питание 115В на блок управления.

Мы нашли и вызвонили провода вплоть до выхода из оверхэда, а как шло дальше — загадка. Где реле включения? Как оно шло по подполью? В мануалах на Ту-104 этой подсистемы нет. Ее внедряли с 104А. Будем думать и делать по аналогии с Ту-134.

Александр соединил линии управления крыльевыми фарами, но когда мы их включили, нас ждал сюрприз! Система повела себя неадекватно. То фара выходила не полностью, то не хотела убираться, то убирались частично. Предполагаем, что проблема в наугад взятых проводах, проходящих через передний гермошпангоут. Жгут обрезан с обеих сторон, поэтому найти «нужные» провода невозможно. Мы взяли первые попавшиеся, и, видимо, это было ошибкой. Будем разбираться. В придачу лампа в правой фаре сгорела после первого же включения. Одни расстройства.

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


Ту-104АК ЦМ ВВС
Ту-104АК ЦМ ВВС

13.11.2021

Про первый почти зимний субботник на Ту104АК рассказывает Егор Жуков.

Никита закончил укладку панелей пола, осталось сделать небольшой косметический ремонт, но уже можно уверенно ходить. Спасибо за работу!

Осень — индикатор течей:

  • Задний аварийный люк. Будем ставить на альтернативный уплотнитель весной.
  • Остекление кабины. Будем еще раз перепаковывать. Я осмотрел внимательно его состояние: коррозия начинает снова пробиваться сквозь краску, а прошло всего 3,5 года. За зиму снимем центральную панель, весной еще раз будем все зачищать красить и ставить на битумный герметик.
  • Два места, которые традиционными методами не загерметизировать. Если стык фюзеляжа по 15-му шпангоуту можно попытаться победить покраской, то стык крыло-фюзеляж вряд ли. Кроме как сверление дренажей пока ничего в голову не приходит. Либо разборка, герметизация и сборка зализов крыла. Но трудоемкость там устрашающая.

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


Мы решили восстановить работоспособность люка аварийного покидания, установленного в салоне. Заодно разобрались в схеме работы.⠀

  • Из кабины подавалась команда на покидание самолета.
  • Открывались клапаны сброса воздуха и давление сравнивалось с забортным.
  • Активировалась пневмосистема и люки переднего вестибюля и второй багажный люк открывались внутрь. При этом багажный люк механически расстопоривал открытие салонного люка.
  • Инженер дергал за ручку по левому борту, и откидывались мягкие накладки на люк, чтобы при десантировании не травмироваться об острые края обреза люка.
  • Открывался салонный люк, после чего можно было десантироваться.
  • Последний покидающий салон, вероятно, должен был включить тумблер «Самолет покинут», после чего десантировался экипаж.

Все это предположение, но видится весьма вероятным. В принципе, можно оживить всю систему целиком, включая закачку баллонов воздухом, но есть ли смысл?

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


27.11.2021

Вести с борта Ту104АК.

Никита подкачал колеса и самолету и трапу, это занимает достаточно времени. Утром купили крепеж и установили струбцину на правую стойку. Ранее крепеж был слабоват и самолет своим весом выдавливал струбцину, изгибая крепеж.

Увидев, что капает из правой мотогондолы, я не без труда их открыл.

  • Первое. Я опознал места, откуда были сняты крышки, найденные ранее в салоне. Это видимо, катушки зажигания. Зачем понадобилось их вскрывать — непонятно. Плюс к этому, винты крепления их оторваны.
  • Второе, лента перепуска воздуха совершенно сгнила.
  • Третье. Я с удивлением обнаружил на внутренних створках огромное количество грязи. Я выгреб все, что смог, но этим надо будет заняться по теплу — очень мерзнут руки. Лучше бы открыть эти створки, но… состояние замков — на последнем фото.
    Есть идеи что с ними можно сделать?

Юлий нашел в ангаре отсутствующий у нас прибор ПП-75. Правда, он в ужасном состоянии. С наскока снять переднюю панель не удалось, но попробую восстановить в макетном виде.

Попробовали разобраться с креплением ремней кресел пилотов. Они местами отрезаны. Кому понадобились ремни старого образца? Кресла очень мудреные, но вроде бы разобрались, как можно подлезть.

Если вам понравился пост, у вас есть вопросы или вы хотите оставить комментарий — это прямая ссылка на пост.


11.12.2021

Весь субботник убирали снег… Обратите внимание, как снег сровнял крыло с фюзеляжем!

Ту-104АК ЦМ ВВС
Ту-104АК ЦМ ВВС

Categories:

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки