Су-24 — Т6-1 (61 красный)
РАЗРАБОТКА
В марте 1966 года приёмной военной комиссии был представлен эскизный проект и макет самолёта Т-58М (вскоре получившего обозначение Т-6). Комиссия приняла решение о начале выпуска рабочей документации и передачи её на серийный завод. Осенью того же года на опытном заводе ОКБ П.О.Сухого (ММЗ «Кулон») началась постройка двух опытных образцов. Так как новые двигатели и БРЭО ещё не были готовы, на прототипе были установлены двигатели Р-27Ф2М-300 и макеты отсутствующего оборудования.
2 июля 1967 года ведущий лётчик-испытатель ОКБ В.С.Ильюшин поднял Т6-1 в небо. Осенью самолёт был оснащён штатными маршевыми двигателями АЛ-21Ф и подъёмными РД-36-35.
Испытания Т6-1 показали сложность технической эксплуатации и пилотирования самолёта с большим количеством двигателей (2 маршевых и 4 подъёмных). К тому же подъёмные двигатели значительно увеличивали расход топлива. К этому времени в ЦАГИ был проведён большой объём экспериментальных работ (отмеченный в 1975 году Государственной премией) по изучению крыла с изменяемой стреловидностью, подтвердившие жизнеспособность такой схемы. Было принято решение отказаться на втором прототипе от подъёмных двигателей и установить крыло изменяемой стреловидности. 17 января 1969 года В.С.Ильюшин поднял в небо прототип Т6-2И.
В ходе отработки РЛС (радио-локационной системы) миллиметрового диапазона “Орион” в установке самолета Т6-1 оказалось, что ее обтекатель имеет «неудобную» длину, вызывающую внутреннее переоотражение сигнала. Тогда радиопрозрачный кок сделали более “полным” и немного укоротили, из-за чего самолет приобрел несколько “нефотогеничную” грузноватую форму. Кроме того, на кончике кока установили хитроумную конструкцию, прозванную “гусем” — кронштейн, который нес основной ПВД, а также три антенны систем дальней и ближней навигации “Пион” и “Филин”. В таком виде машина сейчас стоит в Музее ВВС России в г. Монино.
Являясь прототипом Су-24 — истребителя-бомбардировщика с изменяемой стреловидностью крыла, сам Т6-1 имел еще консоли треугольной формы, доставшиеся ему в наследство от Су-15.
Изменяемая геометрия крыла была применена уже в следующей модификации Т6-2И.
По числу катастроф самолет Т-6 (все модификации) установил печальный рекорд в истории ОКБ Сухого. Скорбный список был начат 28 августа 1973 года. В этот день в разных концах Союза с интервалом всего в полчаса погибли две «шестерки». Одна — из-за аварии двигателя, другая — из-за неполадок в системе уборки механизации крыла. Всего же во время испытаний было потеряно 10 самолетов Т-6, в том числе 7 — по вине двигателя, остальные — из-за недостатков конструкции.
Однако значение самолета было чрезвычайно велико и отступать было некуда и конструкторы продолжили работать и довели машину до серийного выпуска.
В испытаниях участвовало 17 опытных и серийных самолетов, в том числе опытные Т6-1, Т6-2И, Т6-3, Т6-4 и 13 серийных машин — Т6-6, Т6-7, Т6-9 — Т6-19.
Всего с января 1970 года по июль 1974 года по программе испытаний было выполнено 1800 полетов, произведено 15 пусков противорадиолокационных ракет Х-28, 50 пусков тактических ракет Х-23 и 12 пусков самонаводящихся ракет «воздух-воздух» Р-55.
Государственные испытания самолета Т-6 закончились только в 1975 году.
4 февраля 1975 г. вышло специальное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о принятии нового штурмовика на вооружение ВВС и Авиации Военно-Морского Флота под названием Су-24 (изделие 41).
Назначение | Истребитель-бомбардировщик | Двигатель | Маршевые-2 ТРДД АЛ-21Ф Вспомогательные- 4 ТРД РД36-35 |
кодификации НАТО | Предсерийная экспериментальная модификация | Тяга двигателя | 2 х 11200 (маршевые) |
Конструкторское бюро | ОКБ П.О.Сухого (ММЗ «Кулон») | Экипаж | 2 человека — летчик и штурман, располагаются рядом |
Главный конструктор | Евгений Сергеевич Фельснер | Максимальная взлётная масса | 26 100 кг |
Летчик-испытатель | В.С.Ильюшин | Максимальная грузоподъёмность | |
Дата первого полета | 2 июля 1967 г. | Перегоночная дальность | |
Дата ввода в эксплуатацию | Предсерийная модификация, в серию пошел в 1972 как Су-24 | Боевой радиус действия | — |
Количество произведенных экземпляров | Предсерийная экспериментальная модификация | Максимальная скорость | Максимальная 2 300 км/ч Крейсерская: 1 320 км/ч |
Бортовой номер экспоната в Музее | 61 красный | Практический потолок | |
Налет этого борта: | Длина | 23.72 м. | |
Дата прибытия в Музей | 1983 г. | Высота | 6.37 м. |
Местонахождение в Музее | Сектор 2 | Размах крыльев | 10.41 м. |
История борта Су-24 ЦМ ВВС в Монино
Борт был передан в музей в 1983 году
В ЦМ ВВС выставлен самый первый экспериментальный самолет Т6-1! В отличие от всех более поздних братьев с изменяемой стреловидностью крыла, этот Т6-1 еще имел унаследованное от Су-15 крыло треугольной формы.