Су-24 — Т6-1 (61 красный)

РАЗРАБОТКА

В марте 1966 года приёмной военной комиссии был представлен эскизный проект и макет самолёта Т-58М (вскоре получившего обозначение Т-6). Комиссия приняла решение о начале выпуска рабочей документации и передачи её на серийный завод. Осенью того же года на опытном заводе ОКБ П.О.Сухого (ММЗ «Кулон») началась постройка двух опытных образцов. Так как новые двигатели и БРЭО ещё не были готовы, на прототипе были установлены двигатели Р-27Ф2М-300 и макеты отсутствующего оборудования.

2 июля 1967 года ведущий лётчик-испытатель ОКБ В.С.Ильюшин поднял Т6-1 в небо. Осенью самолёт был оснащён штатными маршевыми двигателями АЛ-21Ф и подъёмными РД-36-35.

Су-24 (Т-6-1) (61 красный) в Монино. Фото: Е. Барабанова)

Испытания Т6-1 показали сложность технической эксплуатации и пилотирования самолёта с большим количеством двигателей (2 маршевых и 4 подъёмных). К тому же подъёмные двигатели значительно увеличивали расход топлива. К этому времени в ЦАГИ был проведён большой объём экспериментальных работ (отмеченный в 1975 году Государственной премией) по изучению крыла с изменяемой стреловидностью, подтвердившие жизнеспособность такой схемы. Было принято решение отказаться на втором прототипе от подъёмных двигателей и установить крыло изменяемой стреловидности. 17 января 1969 года В.С.Ильюшин поднял в небо прототип Т6-2И.

В ходе отработки РЛС (радио-локационной системы) миллиметрового диапазона “Орион” в установке самолета Т6-1 оказалось, что ее обтекатель имеет «неудобную» длину, вызывающую внутреннее переоотражение сигнала. Тогда радиопрозрачный кок сделали более “полным” и немного укоротили, из-за чего самолет приобрел несколько “нефотогеничную” грузноватую форму. Кроме того, на кончике кока установили хитроумную конструкцию, прозванную “гусем” — кронштейн, который нес основной ПВД, а также три антенны систем дальней и ближней навигации “Пион” и “Филин”. В таком виде машина сейчас стоит в Музее ВВС России в г. Монино.

Являясь прототипом Су-24 — истребителя-бомбардировщика с изменяемой стреловидностью крыла, сам Т6-1 имел еще консоли треугольной формы, доставшиеся ему в наследство от Су-15.

Изменяемая геометрия крыла была применена уже в следующей модификации Т6-2И.

Су-24 (Т-6-1) (61 красный) в Монино. Фото: Е. Барабанова)

По числу катастроф самолет Т-6 (все модификации) установил печальный рекорд в истории ОКБ Сухого. Скорбный список был начат 28 августа 1973 года. В этот день в разных концах Союза с интервалом всего в полчаса погибли две «шестерки». Одна — из-за аварии двигателя, другая — из-за неполадок в системе уборки механизации крыла. Всего же во время испытаний было потеряно 10 самолетов Т-6, в том числе 7 — по вине двигателя, остальные — из-за недостатков конструкции.

Однако значение самолета было чрезвычайно велико и отступать было некуда и конструкторы продолжили работать и довели машину до серийного выпуска.

В испытаниях участвовало 17 опытных и серийных самолетов, в том числе опытные Т6-1, Т6-2И, Т6-3, Т6-4 и 13 серийных машин — Т6-6, Т6-7, Т6-9 — Т6-19.

Всего с января 1970 года по июль 1974 года по программе испытаний было выполнено 1800 полетов, произведено 15 пусков противорадиолокационных ракет Х-28, 50 пусков тактических ракет Х-23 и 12 пусков самонаводящихся ракет «воздух-воздух» Р-55.

Государственные испытания самолета Т-6 закончились только в 1975 году.

4 февраля 1975 г. вышло специальное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о принятии нового штурмовика на вооружение ВВС и Авиации Военно-Морского Флота под названием Су-24 (изделие 41).

НазначениеИстребитель-бомбардировщик ДвигательМаршевые-2 ТРДД АЛ-21Ф
Вспомогательные- 4 ТРД РД36-35
кодификации НАТОПредсерийная экспериментальная модификация Тяга двигателя2 х 11200 (маршевые)
Конструкторское бюро ОКБ П.О.Сухого (ММЗ «Кулон») Экипаж2 человека — летчик и штурман, располагаются рядом
Главный конструктор Евгений Сергеевич Фельснер Максимальная взлётная масса26 100 кг
Летчик-испытательВ.С.Ильюшин Максимальная грузоподъёмность  
Дата первого полета2 июля 1967 г.Перегоночная дальность  
Дата ввода в эксплуатациюПредсерийная модификация, в серию пошел в 1972 как Су-24 Боевой радиус действия
Количество произведенных экземпляровПредсерийная экспериментальная модификация Максимальная скоростьМаксимальная 2 300 км/ч
Крейсерская: 1 320 км/ч
Бортовой номер экспоната в Музее61 красный Практический потолок  
Налет этого борта:   Длина23.72 м.
Дата прибытия в Музей1983 г. Высота6.37 м.
Местонахождение в МузееСектор 2 Размах крыльев10.41 м.
Су-24 (Т-6-1) (61 красный) в Монино. Фото: Е. Барабанова)

История борта Су-24 ЦМ ВВС в Монино

Борт был передан в музей в 1983 году

В ЦМ ВВС выставлен самый первый экспериментальный самолет Т6-1! В отличие от всех более поздних братьев с изменяемой стреловидностью крыла, этот Т6-1 еще имел унаследованное от Су-15 крыло треугольной формы.

Интересные материалы про Т6-1

Подробная статья на сайте “Уголок Неба”

Статья на aviaspase

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки