Самолет Су-9 — одноместный истребитель-перехватчик с турбореактивным двигателем АЛ-7Ф1 и треугольным крылом.
Самолет создавался, чтобы противостоять разведывательными полетами U-2 над территорией СССР. 25 августа 1956 г. вышло пространное постановление правительства, в котором всем истребительным ОКБ была поставлена задача в предельно сжатые сроки повысить высотность создаваемых самолетов. Приказом МАП Сухому было определено поднять потолок самолетов С-1 и Т-3 до 21000 м, для чего оснастить их модифицированным вариантом двигателя с повышенной тягой, получившим обозначение АЛ-7Ф-1 (изделие 31).
Конструкция Су-9
Фюзеляж самолета выполнен в соответствии с правилом площадей: он имеет характерное поджатие («талию») в месте подсоединения к нему крыла. Фюзеляж полумонококовой конструкции, снабжен четырьмя воздушными тормозными щитками; воздухозаборник центральный осевой регулируемый с радиопрозрачным центральным телом (конусом). В подвижном конусе воздухозаборника установлена радиолокационная станция с антенной.
На самолете подвешивались ракеты класса «воздух-воздух» с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения.
Силовая установка состояла из одного мощного турбореактивного двигателя с форсажной камерой, разработанного в конструкторском бюро Люльки. Двигатель располагался в хвостовой части фюзеляжа.
При разработке Су-9 летом 1958 г. была решена одна важная проблема: для борьбы с помпажами по предложению аэродинамиков ОКБ-51 на опытном Т43-1 в воздушном канале были установлены и успешно испытаны так называемые створки перепуска. Решение оказалось настолько удачным, что руководство авиапрома мгновенно предписало внедрить его на Су-7 и МиГ-21Ф.
Во время гос.испытаний выполнили 407 полетов, в ходе которых подтвердилось, что практически все основные параметры, заданные постановлениями правительства, выполнены. В частности, обеспечивалось поражение целей, летящих со скоростями от 800 до 1600 км/ч на высотах от 5000 м до 20000 м, вероятность поражения составила 0,7-0,9, а максимальный радиус перехвата — 430 км (при заданном в 400 км).
Рекорды Су-9
На рекордных вариантах самолета Су-9 установлено четыре мировых рекорда высоты и скорости (согласно статье Су-9 в Wikipedia)
- В 1959 г. В. С. Ильюшин на Т-43-1 с двигателем АЛ-7Ф-1 установил мировой рекорд высоты полёта (динамический потолок) — 28.852 м, превысив достижение американцев на 949 м.
- В 1960 г. Б. М. Адрианов на Т-43-5 (Т-405 для регистрации в ФАИ) установил абсолютный мировой рекорд скорости на 100-км замкнутом маршруте — 2.092 км/ч (по другим данным — 2.032 км).
- В 1962 г. В. С. Ильюшин на Т-43-1 с двигателем АЛ-7Ф-2 установил абсолютный мировой рекорд высоты установившегося горизонтального полёта — 21.170 (по другим данным — 21.270) метров.
- В 1962 г. А. А. Кознов на Т-43-5 установил мировой рекорд скорости на 500-км замкнутом маршруте — 2.337 км/ч.
С 1956 по 1962 г. на авиазаводе им. Чкалова в Новосибирске было выпущено около 1150 самолетов Су-9.
Назначение | Истребитель-перехватчик | Двигатель | 1 × ТРДФ АЛ-7Ф-1 |
Кодификации НАТО | Fishpot | Тяга двигателя | Бесфорсажная: 1 × 6 800 кгс (66,7 кН) Форсажная 1 × 9 600 кгс (94 кН) |
Конструкторское бюро | ОКБ Сухого | Экипаж | 1 чел. |
Главный конструктор | Максимальная взлётная масса | 12 512 кг | |
Летчик-испытатель | Ильин Владимир Никифорович | Максимальная грузоподъёмность | |
Дата первого полета | 10 октября 1957 года | Перегоночная дальность | без ПТБ: 1 350 км с ПТБ: 1 800 км |
Дата ввода в эксплуатацию | 1959 г. | Боевой радиус действия | |
Количество произведенных экземпляров | около 1150 | Максимальная скорость: | 2 230 км/ч |
Бортовой номер экспоната в Музее | 68 красный | Практический потолок: | 20 000 м |
Налет этого борта | 30 часов 25 мин | Длина | 18,055 м |
Дата прибытия в Музей | Сентябрь 1969 г | Высота | 4,82 м |
Местонахождение в Музее | Сектор 2 | Размах крыльев: 8,536 м |
Су-9 в ЦМ ВВС
За период эксплуатации с июля 1959 года музейный экземпляр налетал 30 часов 25 мин, совершил 52 посадки.
Передан из учебной авиационной базы ВВИА им. Н. Е. Жуковского в сентябре 1969 года.
В 2012 году специалистами ЗАО «ЛИ и ДК-Як» восстановлено лакокрасочное покрытие.