Су-9 (68 красный)

Самолет Су-9 — одноместный истребитель-перехватчик с турбореактивным двигателем АЛ-7Ф1 и треугольным крылом.

Самолет создавался, чтобы противостоять разведывательными полетами U-2 над территорией СССР. 25 августа 1956 г. вышло пространное постановление правительства, в котором всем истребительным ОКБ была поставлена задача в предельно сжатые сроки повысить высотность создаваемых самолетов. Приказом МАП Сухому было определено поднять потолок самолетов С-1 и Т-3 до 21000 м, для чего оснастить их модифицированным вариантом двигателя с повышенной тягой, получившим обозначение АЛ-7Ф-1 (изделие 31).

Конструкция Су-9

Фюзеляж самолета выполнен в соответствии с правилом площадей: он имеет характерное поджатие («талию») в месте подсоединения к нему крыла. Фюзеляж полумонококовой конструкции, снабжен четырьмя воздушными тормозными щитками; воздухозаборник центральный осевой регулируемый с радиопрозрачным центральным телом (конусом). В подвижном конусе воздухозаборника установлена радиолокационная станция с антенной.

На самолете подвешивались ракеты класса «воздух-воздух» с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения.

Силовая установка состояла из одного мощного турбореактивного двигателя с форсажной камерой, разработанного в конструкторском бюро Люльки. Двигатель располагался в хвостовой части фюзеляжа.

При разработке Су-9 летом 1958 г. была решена одна важная проблема: для борьбы с помпажами по предложению аэродинамиков ОКБ-51 на опытном Т43-1 в воздушном канале были установлены и успешно испытаны так называемые створки перепуска. Решение оказалось настолько удачным, что руководство авиапрома мгновенно предписало внедрить его на Су-7 и МиГ-21Ф.

Во время гос.испытаний выполнили 407 полетов, в ходе которых подтвердилось, что практически все основные параметры, заданные постановлениями правительства, выполнены. В частности, обеспечивалось поражение целей, летящих со скоростями от 800 до 1600 км/ч на высотах от 5000 м до 20000 м, вероятность поражения составила 0,7-0,9, а максимальный радиус перехвата — 430 км (при заданном в 400 км).

Рекорды Су-9

На рекордных вариантах самолета Су-9 установлено четыре мировых рекорда высоты и скорости (согласно статье Су-9 в Wikipedia)

  • В 1959 г. В. С. Ильюшин на Т-43-1 с двигателем АЛ-7Ф-1 установил мировой рекорд высоты полёта (динамический потолок) — 28.852 м, превысив достижение американцев на 949 м.
  • В 1960 г. Б. М. Адрианов на Т-43-5 (Т-405 для регистрации в ФАИ) установил абсолютный мировой рекорд скорости на 100-км замкнутом маршруте — 2.092 км/ч (по другим данным — 2.032 км).
  • В 1962 г. В. С. Ильюшин на Т-43-1 с двигателем АЛ-7Ф-2 установил абсолютный мировой рекорд высоты установившегося горизонтального полёта — 21.170 (по другим данным — 21.270) метров.
  • В 1962 г. А. А. Кознов на Т-43-5 установил мировой рекорд скорости на 500-км замкнутом маршруте — 2.337 км/ч.

С 1956 по 1962 г. на авиазаводе им. Чкалова в Новосибирске было выпущено около 1150 самолетов Су-9.

НазначениеИстребитель-перехватчик Двигатель1 × ТРДФ АЛ-7Ф-1
Кодификации НАТОFishpotТяга двигателяБесфорсажная: 1 × 6 800 кгс (66,7 кН)
Форсажная 1 × 9 600 кгс (94 кН)
Конструкторское бюроОКБ СухогоЭкипаж1 чел.
Главный конструкторМаксимальная взлётная масса 12 512 кг
Летчик-испытательИльин Владимир НикифоровичМаксимальная грузоподъёмность
Дата первого полета10 октября 1957 годаПерегоночная дальностьбез ПТБ: 1 350 км
с ПТБ: 1 800 км
Дата ввода в эксплуатацию1959 г.Боевой радиус действия
Количество произведенных экземпляровоколо 1150 Максимальная скорость: 2 230 км/ч
Бортовой номер экспоната в Музее68 красныйПрактический потолок: 20 000 м
Налет этого борта30 часов 25 минДлина 18,055 м
Дата прибытия в МузейСентябрь 1969 гВысота 4,82 м
Местонахождение в МузееСектор 2Размах крыльев:  8,536 м

Су-9 в ЦМ ВВС

За период эксплуатации с июля 1959 года музейный экземпляр налетал 30 часов 25 мин, совершил 52 посадки.

Передан из учебной авиационной базы ВВИА им. Н. Е. Жуковского в сентябре 1969 года.

В 2012 году специалистами ЗАО «ЛИ и ДК-Як» восстановлено лакокрасочное покрытие.

Интересные материалы

Статья о Су-9 на сайте «Уголок Неба»

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки