Су-25 — Т8-11 (66 красный)

Су-25 (изделие «Т-8», по кодификации НАТО: Frogfoot — «Лягушачья лапа») — советский штурмовик, бронированный дозвуковой военный самолёт. Предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях.

Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Самолёты этого типа эксплуатируются с 1981 года, принимали участие во множестве военных конфликтов и останутся в строю ВВС России как минимум до 2020 года. 8 октября 2009 года Министерство обороны Российской Федерации объявило о возобновлении закупок штурмовиков этого типа для ВВС России.

  • Модификация Су-25
  • Размах крыла, м 14.36
  • Длина самолета, м 15.36
  • Высота самолета, м 4.80
  • Площадь крыла, м2 33.70
  • Масса, кг: пустого самолета 9500; нормальная взлетная 14600; максимальная взлетная 17600
  • Топливо: внутренние топливо, кг 5000; ПТБ — 2
  • Тип двигателя 2 ТРД Р-195 (на первых – Р95Ш)
  • Тяга, кН 2 х 44.13 (40.20)
  • Максимальная скорость, км/ч: у земли 975; на высоте М=0.82
  • Практическая дальность, км 1850
  • Боевой радиус действия, км: на высоте 1250; у земли 750
  • Практический потолок, м 7000-10000
  • Макс. высота боевого применения 5000
  • Макс. эксплуатационная перегрузка 6.5
  • Экипаж, чел 1
  • Вооружение:
  • Одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 патронами.
  • Боевая нагрузка – 4340 кг на 8(10) узлах подвески, нормальная нагрузка – 1340 кг
  • Бомбовая нагрузка : До 8 бомб с лазерным наведением,
  • 8-10 500-,250-кг бомбы, 32 100-кг бомбы,
  • бронебойные бомбы, напалмовые баки
  • НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57 (320(252) х 57-мм)
  • или 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм).
  • УР: воздух-воздух Р-3(АА-2) или Р-60(АА-8)
  • Воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л
  • Контейнеры СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 патронами.
Су-25 — Т8-11 (66 красный) в ЦМ ВВС в Монино. Фото: Е. Барабанова

Су-25 — Т8-11 в ЦМ ВВС

Вы знаете наверное, что в нашем музее есть довольно много экспериментальных машин, уникальных или таких, на которых испытывали нововведения, прежде чем запустить в серию.

Вы же знаете Су-25? Так вот в конце линейки Сухого стоит предсерийная машина Т-8-11. Пару слов об этом прототипе Грача.

С 1981 года Су-25 уже начал поступать в строевые части и активно участвовать в боевых действиях в Афганистане, но прототипы продолжали испытывать с целью определения потенциальных возможностей самолета и путей дальнейшего совершенствования.

В январе 1981 г., выполняя на Т-8-10 испытательный полет по отработке боевого применения, летчик А. Иванов превысил в пикировании установленные скоростные ограничения. При достижении скорости 0,86 М самолет начал валиться на крыло, его реакция на отклонение элеронов оказалась вялой. Когда до земли оставалось не более 1200 м, летчик катапультировался. Были случаи при несимметричном сходе бомб, когда штурмовик входил в глубокий крен и летчику не удавалось элеронами исправить положение.

Для кардинального решения проблем, связанных с недостаточной эффективностью элеронов на больших скоростях, было решено ввести бустеры в канал поперечного управления самолетом. Спустя примерно год крыло Су-25 оснастили бустерами БУ-45, питающимися от двух гидросистем: основной и резервной. В аварийной ситуации предусмотрели возможность перехода на ручное управление. Проведенные испытания по «расстрелу» крыла показали, что применение бустеров незначительно снижает боевую живучесть штурмовика (в среднем только один из 23 снарядов, попадающих в крыло, поражает бустер либо питающий его трубопровод).

Первым самолетом, оснащенным бустерами, и стал будущий «монинский» Т-8-11.

Эта мера позволила повысить максимально допустимую в эксплуатации скорость штурмовика до требуемого значения 1000 км/ч. Ранее на этом прототипе были проведены прочностные испытания, по результатам которых максимальное значение эксплуатационной перегрузки повысили до 6,5.

Начиная с 1984 г., доработанные штурмовики пошли в серию. Давайте скажем спасибо этому первопроходцу!

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки