Су-17М4 (05 красный)
Последним вариантом истребителя-бомбардировщика Су-17, внедренным в серийное производство, стал проект С-54. Разработка его велась в ОКБ Сухого с марта 1977-го. Первая опытная машина появилась на аэродроме в 1980-м и в этом же году три опытных самолета предъявили на госиспытания, успешно завершенные в ноябре 1982-го. Бригадой специалистов по испытанию С-54 руководил ведущий инженер НИИ ВВС С.В. Назаренко. Ведущий инженер от ОКБ Г.С. Кузнецов.
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
- На самолете установили катапультное кресло К-36ДМ.
- С учетом основного назначения машины — атака наземных целей — отказались от регулируемого воздухозаборника, зафиксировав конус в оптимальном положении для трансзвукового низковысотного полета.
- Максимальную скорость на высоте ограничили значением, соответствующим числу М=1,75.
- На самолете установили современную рацию Р-862.
- Внешне С-54 отличался от Су-17М3 небольшим воздухозаборником на гаргроте перед килем, но по «начинке» это была совершенно другая машина.
- Для С-54 разработали ПНК-54 на основе БЦВМ «Орбита-20-22», САУ-22М2, СУО-54.
- Применение управляемого оружия с полуактивным лазерным наведением обеспечивалось лазерным дальномером-целеуказателем «Клен-ПС», а с телевизионными — телеиндикатором ИТ-23М.
- На С-54 при пуске УР накладывание центральной метки прицела на цель производилось кнюппелем, а не маневрированием самолета, как на Су-17М3, у которого метка перемещалась кнюппелем после схода ракеты с направляющей.
Госиспытания успешно завершились в ноябре 1982-го, под обозначением Су-17М4 самолет приняли на вооружение в сентябре 1983-го. Этим же приказом принимался на вооружение Су-17УМ3.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Служили Су-17 различных модификаций и в государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, до середины 1990-х.
В условиях высоких температур и горно-пустынной местности, несмотря на не всегда высокое качество топлива и боевые повреждения, не вызывала нареканий работа двигателя АЛ-21Ф-3, отработанного к тому времени.
Не взрывались при попадании пуль и осколков топливные баки с полиуретановой губкой, а после установки в уязвимых местах снизу фюзеляжа бронеплит сократились потери машин от поражения коробки приводов, генератора, топливного насоса и элементов гидросистемы.
Установленная в ходе войны система АСО-2В с тепловыми ловушками позволяла во многих случаях успешно решать задачи в условиях использования противником ПЗРК.
В Афганистане Су-17М3Р и Су-17М4Р активно использовались не только для контроля результатов бомбо-штурмовых ударов, но и разведки противника при помощи подвесных контейнеров с фото, радиотехнической, ИК и телевизионной аппаратурой. Больше всех в Афганистане пришлось повоевать Су-17М3. В разгар войны в 1985-м Су-17М3 по надежности опережали штурмовики и боевые вертолеты. Имея наработку на отказ 145 ч, они более чем на 11 ч превышали этот показатель по ВВС 40-й армии.
Для решения разведывательных задач часть самолетов, получивших обозначение Су-17М4-Р (Су-17М3-Р), была оборудована подвесными контейнерами ККР-1/54 для ведения комплексной разведки (радиотехнической, фото-, ИК- и телевизионной). Контейнер содержал в себе АФА плановой, панорамной и перспективной съемки, РЛС бокового обзора, ИК-систему и осветительные патроны для съемки в ночных условиях. Кроме того, при ведении разведки эти самолеты дополнительно оснащались контейнерами со станциями активных помех.
Серийное производство Су-17 продолжалось 20 лет. За это время завод в Комсомольске-на-Амуре изготовил 2820 машин различных модификаций, что свидетельствует о правильности направления, выбранного П.О. Сухим весной 1965-го. Свыше тысячи машин служили, а многие из них служат и сейчас в ВВС различных стран.
Выпускался в 1978-1990 годах.
Летно-технические характеристики:
- Модификация Су-17М4
- Размах крыла, м: при мин. стреловидности 13.68; при макс. стреловидности 10.02
- Длина самолета, м 19.02
- Высота самолета, м 4.97
- Площадь крыла, м2: при мин. стреловидности 38.49; при макс. стреловидности 34.45
- Масса, кг: пустого 12161; нормальная взлетная 16400; максимальная взлетная 19630; топливо (внутреннее) 3770; топливо (ПТБ) 2875
- Двигатели 1 ТРДФ АЛ-21Ф-3
- Тяга, кгс: максимальная 1 х 7800; на форсаже 1 х 11200
- Максимальная скорость, км/ч: у земли 1400; на высоте 1860 (М=1.75)
- Практическая дальность, км: без ПТБ 1520; с ПТБ 2550
- Практический потолок, м 14000
- Экипаж, чел 1
- Вооружение:
- Две 30-мм пушки НР-30 (боекомплект – 80 снарядов на пушку)
- Боевая нагрузка – 4070 кг на 12 узлах подвески
- УР воздух-воздух Р-60
- УР воздух-земля Х-28, Х-27ПС, Х-25МЛ, Х-58У, Х-29Т
- Свободнопадающие бомбы до 500 кг,
- УАБ КАБ-500Кр и КАБ-500Т
- ПУ НАР УБ-32-57, УБ-16-57УМ, Б-8М-1, АПУ-68У, С-25
- Пушечный контейнер УПК-23-250
- Контейнеры КМГУ-1 и КМГУ-2, баки с зажигательной смесью ЗБ-500 и ЗБ-500Ш.