Су-15 (11 красный)

Су-15 (по кодификации НАТО: Flagon — «графин», обозначение прототипа — Т-58) — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов.

На вооружение Войск ПВО СССР самолет был принят 30 апреля 1965 года, он был определён в состав комплекса перехвата Су-15-98.

Серийное производство началось в 1966 году. С 1971 по 1975 год было выпущено 450 Су-15ТМ, наиболее совершенной модификации перехватчика. В 1976—1981 годах строился модернизированный учебно-тренировочный Су-15УМ. Всего за время серийного производства было выпущено около 1300 Су-15 всех модификаций[6].

Истребитель Су-15 долгое время был основой ПВО СССР. Большинство самолетов Су-15ТМ и Су-15УМ были списаны не выработав до конца свой ресурс, т.к. они попали под сокращение по договору ОСВ-2.

Фото: Е. Барабанова

Су-15 одноместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик — цельнометаллический среднеплан нормальной аэродинамической схемы. Основные конструкционные материалы — алюминиевые сплавы, ряд ответственных узлов изготавливался из легированных сталей, а отдельные элементы хвостовой части фюзеляжа, работающие в условиях высоких температур изготавливались из титанового сплава.

Прочность конструкции самолета позволяла развивать сверхзвуковую скорость даже у земли. Мировая авиация не знала аналогов данному самолету в то время.

Наиболее известное такое происшествие с участием Су-15 случилось в 1983 году, когда Су-15, пилотируемый Геннадием Осиповичем, сбил южнокорейский пассажирский самолёт Боинг 747. Также Су-15 прервал полёт южнокорейского пассажирского самолёта «Боинг-707» над Кольским полуостровом в 1978 году. В послужном списке этого самолёта имеет место даже таран — он был выполнен в отношении аргентинского транспортного самолёта Canadair CL-44, нарушившего 18 июля 1981 года государственную границу СССР на территории Армении.

Фото: Е. Барабанова

Летно-технические характеристики

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 22,03 м
  • Размах крыла: 9,34 м
  • Высота: 4,843 м
  • Площадь крыла: 36,6 м²
  • Угол стреловидности по линии 1/4 хорд: 55°/45°
  • База шасси: 5,942 м
  • Колея шасси: 4,79 м
  • Масса: пустого: 10 874 кг; нормальная взлётная масса: 17 094 кг; Максимальная взлётная масса: 17 900 кг; Посадочная масса: 12 060 кг.
  • Масса топлива во внутренних баках: 5350 — 5620 кг
  • Объём топливных баков: 6860 л
  • Силовая установка: 2 × ТРДФ Р-13Ф-300
  • Бесфорсажная тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН); Форсажная тяга: 2 × 6600 кгс (64,7 кН)
  • Максимальная скорость: у земли: 1300 км/ч; на высоте: 2230 км/ч на 13 000 м (М=2,16); Скорость отрыва: 370 км/ч; Посадочная скорость: 285–295 км/ч
  • Боевой радиус: 725 км
  • Практическая дальность: 1380 км; Перегоночная дальность: 1700 км
  • Практический потолок: 18 500 м
  • Скороподъёмность: 228 м/с
  • Нагрузка на крыло: 397 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,82
  • Длина разбега: 1000–1100 м
  • Длина пробега: без тормозного парашюта: 1050–1150 м; с тормозным парашютом: 850–950 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6,5 g; с ракетами Р-98: +3,0 g; с ракетами Р-60: +5,0 g
  • Вооружение
  • Точки подвески: 6
  • Боевая нагрузка: 1500 кг
  • Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух»: 2×Р-98М и 2×Р-60М могли применяться и более старые ракеты типа Р-8М или Р-8М-1, но только при перехвате цели в ЗПС
  • Бомбы: 2×ФАБ-250 (вместо ПТБ)

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки