С целью сохранения национального наследия в области науки, инженерного дела, промышленных технологий Политехнический музей реализует научную программу «Памятники науки и техники России». Проблема выявления и музеефикации памятников науки и техники считается одной из наиболее актуальных и неотложных задач в деле сохранения культурного наследия Российской Федерации.

Памятник науки и техники (ПНТ) ‒ это материальный объект, прямо или косвенно связанный с основными этапами развития науки и техники, требующий в соответствии со своей социальной и научной значимостью сохранения и использования в общей системе культуры.

В 1992 году в Политехническом музее была разработана методика отнесения музейных предметов к ПНТ, сформулированы  унифицированные характеристики музейных предметов и разработаны критерии оценки значимости предметов по семи основным характеристикам: датировка, приоритетность, распространенность, этапность, представительность, мемориальность и сохранность.

Решение о присвоении музейным предметам статуса «Памятник науки и техники» принимает Экспертный совет, состоящий из авторитетных специалистов в области истории науки и техники, музееведения, памятниковедения. Всего с 1992 года было выявлено более 1300 памятников из 100 музеев России.

Первые ПНТ были представлены ЦМ ВВС в лице Саакова Марата Игнатьевича и Ханнанова Адипа Назировича в 1995 году, их было 19. В конце 1990-х и в начале 2000-х годов ПНТ представляли Г.А. Давыдов (34 экз.) и Н.В. Перов. Всего в ЦМ ВВС на настоящгномий момент представлено 90 ПНТ.

29.05.1995 г. согласно протоколу № 4 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:

1. Транспортный вертолёт В-12

Вертолёт В-12 разработан в конструкторском бюро М.Л. Миля для перевозки крупногабаритных грузов (прежде всего ‒ баллистических ракет). Первый полёт состоялся 27 июня 1967 г., лётчик-испытатель В.П. Колошенко. На В-12 было установлено 7 мировых рекордов, в том числе рекорд грузоподъёмности, который до сих пор не побит. Перелетел в Монино с опытного завода ОКБ М.Л. Миля 28 августа 1975 г.

Фото: evgen28.photofile.ru

2. Разведчик-бомбардировщик «Вуазен LAS»

Самолёты братьев Габриэля и Шарля Вуазен выпускали в России в 1914-1917 гг., было построено более 700 экз. «Вуазены» широко применялись на фронтах Первой мировой и Гражданской войн. Разведчик и лёгкий бомбардировщик Voisin LAS получен из ЦДА им. М.В. Фрунзе в феврале 1959 г.

Фото: А. Хомич

3. Истребитель «Сопвич-триплан»

Sopwith Triplane серийно производился в Великобритании в 1916-1917 гг., было выпущено 147 машин. Представленный образец привезён в Россию летом 1917 года для ознакомления и изучения возможности его серийного производства. Участвовал в Гражданской войне. Передан в Монино из ЦДА им. М.В. Фрунзе 28 февраля 1959 г.

Фото: moscowalk.ru

4. Разведчик Р-5

Самолёт Р-5 создан в ОКБ Н.Н. Поликарпова в 1928 г. Принимал участие в боях на Халхин-Голе, в Испании, советско-финляндской войне, в начальном периоде Великой Отечественной войны. Представленный в музее разведчик Р-5 воссоздан из частей разбившегося в 1940-х гг. в горах Памира транспортного варианта П-5, который выпускали в 1936-1937 гг. Остатки самолёта в 1985 поду были спущены альпинистами до высоты 4300 метров, откуда вертолётом их доставили в Душанбе. Самолёт был кропотливо воссоздан в мастерских Душанбинского объединённого авиаотряда. В 1992 году доставлен в музей.

Фото: moscowalk.ru

5. Самолёт АНТ-2

Первый в СССР цельнометаллический самолёт, созданный в ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева в 1924 г. Серийно не строился, но сыграл важную роль в развитии самолётостроения СССР. Передан из ЦДА им. М.В. Фрунзе 11 октября 1960 г.

Фото: moscowalk.ru

6. Дальний бомбардировщик ДБ-3

ДБ-3 (ЦКБ-30) разработан в Центральном конструкторском бюро, в бригаде, возглавляемой С.В. Ильюшиным, в 1936 г. Самолёт находился на вооружении, участвовал в боевых действиях, было выпущено более 1500 машин этой марки. С 1941 г. ДБ-3 начали заменять бомбардировщиками ДБ-ЗФ (Ил-4). Представленный в музее ДБ-3 (зав. № 391311) изготовлен в 1938 г. на заводе № 39 в Москве, во время перелёта из Комсомольска-на-Амуре в Хабаровск в 1942 г. из-за остановки двигателя произвёл вынужденную посадку на болото. Был обнаружен в 1980-е гг., восстановлен на Иркутском авиазаводе. 21 декабря 1989 г. передан в музей.

Фото: A. Wilson

7. Штурмовик Ил-2

«Летающий танк» Ил-2 создан в ОКБ-240 С.В. Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории авиации, было выпущено более 36 тыс. экз. Представленный в музее двухместный Ил-2 (зав. № 301060) был выпущен заводом № 30 в Москве. В октябре 1942 г. он был принят лётчиком 243-й шад 6-й ВА сержантом М.А. Федотовым. В декабре того же года при возвращении с задания самолёт был подбит вражескими истребителями, произвёл вынужденную посадку на болото Невний Мох в Новгородской обл. и был найден через 35 лет. Планер восстановлен в ОКБ С. В. Ильюшина, а мотор AM-38 ‒ на заводе «Салют». 15 августа 1980 г. передан Музею ВВС.

Фото: Е. Барабанова

8. Штурмовик Ил-10М

Штурмовик Ил-10 разработан в КБ С.В. Ильюшина на основе проекта двухместного бронированного истребителя Ил-1 с мотором АМ-42. Первый полёт состоялся 18 апреля 1944 г. Модификация Ил-10М появилась в 1951 г. Музейный Ил-10М получен в разобранном виде с одного из авиапредприятий в июне 1959 г. Собран и восстановлен бригадой авиамехаников музея.

Фото М. Кох

9. Истребитель Ла-7

Фронтовой истребитель Ла-7 С.А. Лавочкина представляет собой модификацию истребителя Ла-5ФН. На фронт Ла-7 начали поступать летом 1944 г. Представленный в музее самолёт (зав. № 3811727) выпущен заводом № 381 в 1944 г. На нём в 1945 г. летал и сбил 17 самолётов противника, в том числе реактивный немецкий истребитель, прославленный ас, трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб. После войны Ла-7 был передан в качестве учебного пособия в ВВИА им. Н. Е. Жуковского. В 1947 г. поступил в ЦДА им. М.В. Фрунзе, откуда в июле 1960 г. передан в Музей ВВС.

Фото: Е. Барабанова

10. Истребитель Ла-11

Истребитель дальнего сопровождения Ла-11 разработан ОКБ-301 С.А. Лавочкина. Совершил первый полёт в мае 1947 г. Строился серийно в 1947-1951 гг. на авиазаводе № 21 в Горьком, всего было произведено 1182 экз. Монинский Ла-11 (зав. № 5120468) выпущен 27 июня 1948 г. 19 августа 1949 г. принят в/ч 35509, позже эксплуатировался в других в/ч. Выполнено 436 полётов с налётом 296 ч. В феврале 1954 г. списан и передан в МАТИ в качестве учебного пособия. В музей самолёт поступил 14 октября 1958 г. с военной кафедры МАТИ в разобранном виде. В 1992 г. был передан для реставрации и восстановления до лётного состояния компании «Интер Авиа», которая в марте 1993 г. по доп. соглашению передала их английскому частному музею. В мае 2001 г. двигатель от Ла-11 вернулся в Монино, но самолёт по сей день находится в Англии.

Фото: Н. Якубович

11. Бомбардировщик М-50

Стратегический ракетоносец М-50 создан в ОКБ В.М. Мясищева в 1959 г. В общей сложности, самолёт совершил 19 полётов, одним из последних стало участие в воздушном параде в Тушино 9 июля 1961 г. Работы были остановлены в связи с несоответствием реальных характеристик самолёта проектным, а также из-за очевидных успехов в развитии ракетных средств доставки ЯО. М-50 был получен музеем 30 октября 1968 г. без двигателей, систем и оборудования. Отдельно были переданы три двигателя ВД-7Б.

Фото: И. Колоколов

12. Разведчик МиГ-25Р

Самолёт МиГ-25, созданный в ОКБ А.И. Микояна в 1964 г., ознаменовал собой достижение наивысшей скорости, возможной для атмосферных ЛА. В 1965-1978 гг. на МиГ-25 установлены 25 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъёмности. Машину выпускали в вариантах разведчика, ударного самолёта и перехватчика, построено более 1100 экз. В музее представлен опытный образец разведчика (Е-155Р-3), выпущенный 31 декабря 1966 г. на Горьковском авиационном заводе (зав. № 0200001). Общий налёт машины составил 197 ч. 23 августа 1973 г. самолёт передали учебной базе ВВИА им. Н.Е. Жуковского, а в сентябре 1979 г. ‒ Музею ВВС.

Фото: А. Хомич

13. Самолёт МиГ-9

МиГ-9 ‒ первый советский реактивный истребитель, поднявшийся в воздух. В 1946-1948 гг. построено 602 самолёта. Представленный в музее экземпляр (зав. № 114010) выпущен заводом № 1 МАП в ноябре 1947 г. Налёт составил 133 ч. В музей МиГ-9 поступил 12 мая 1960 г. из в/ч 64353 в г. Куйбышев. В начале 1960-х самолёт восстановили на фирме «МиГ» до лётного состояния для съёмок художественного фильма «Им покоряется небо».

Фото: А. Хомич

14. Самолёт Пе-2

Пе-2 разрабатывался под руководством В.М. Петлякова в 1939 г. сначала как истребитель-перехватчик, а с 1940 г. ‒ как пикирующий бомбардировщик. Самый массовый бомбардировщик советского производства, всего было выпущено 11 425 машин разных модификаций. Выставленный в музее Пе-2 собран из остатков трёх самолётов, служивших мишенями на Красноармейском артиллерийском полигоне. Поступил в музей 14 июля 1959 г.

Фото: И. Колоколов

15. Самолёт По-2

По-2 (У-2) разработан в ОКБ Н.Н. Поликарпова в 1928 г. Применялся как учебный самолёт, ночной бомбардировщик, разведчик, санитарный, связной и др. Было построено около 40 тыс. этих машин. Выпущенный 2 августа 1945 г. По-2 (зав. № 642749) получен музеем 21 ноября 1958 г. из 1-го Московского городского аэроклуба.

Фото: И. Колоколов

16. Скоростной бомбардировщик СБ

СБ (АНТ-40) был разработан в ОКБ А.Н. Туполева в 1934 г. Серийный выпуск начался в 1936 г. Всего было построено 6830 самолётов разных модификаций. СБ участвовали в боевых действиях в небе Испании и Китая, на Халхин-Голе, в Советско-Финской и Великой Отечественной войнах. В музее представлен самолёт в варианте CБ 2M-100A (зав. № 4/129), выпущенный в 1937 г. Зимой 1939 г. его экипаж в сложных метеоусловиях произвёл вынужденную посадку на берег реки Укшум в Забайкалье. Самолёт был обнаружен в 1969 г. и спустя 10 лет доставлен на ММЗ «Опыт». 14 августа 1982 г. восстановленный самолёт был передан в музей.

Фото: В. Савельев

17. Пассажирский самолёт Ту-114

Ту-114 спроектирован в ОКБ А.Н. Туполева на основе бомбардировщика Ту-95. В Монино представлен первый опытный образец, получивший б/н СССР-Л5611 и собственное имя «Россия». Он был построен в середине 1957 г. на опытном заводе № 156 в Москве. Первый полёт совершил 15 ноября 1957 г. В 1958 г. самолёт совершил демонстрационный перелёт по странам Европы, получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе, а 15 сентября 1959 г. использован главой СССР Н.С. Хрущёвым для официального визита в США. 16 марта 1972 г. лётчик-испытатель И.М. Сухомлин перегнал самолёт в музей.

Фото: А. Хомич

18. Реплика самолёта УТ-2

Учебно-тренировочный самолёт УТ-2 разработан под руководством А.С. Яковлева. Серийно производился в 1938-1948 гг. Всего выпущено 7243 экз. Реплика УТ-2 с мотором М-11 изготовлена в апреле 1977 г. в ОКБ А.С. Яковлева по чертежам и технологии серийных самолетов. Все агрегаты действующие, самолёт пригоден для полётов. Передан в музей в 1978 г. с ММЗ «Скорость».

Фото: Политехнический музей

19. Самолёт Як-36

Первый в СССР самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36 с двумя подъёмно-маршевыми двигателями Р-27-300 разработан в ОКБ А.С. Яковлева. Первый испытательный полёт состоялся 27 июля 1964 г. Всего было совершено 270 полётов с налётом 23 ч. С 1967 г. «изделие В-0» хранилось в музее ОКБ, откуда в январе 1981 г. по решению А.С. Яковлева передан в Музей ВВС.

Фото: А. Хомич

20. Махолёт «Летатлин»

«Летатлин» ‒ творение известного художника-авангардиста В.Е. Татлина. В 1930-33 гг. он изготовил три однотипных орнитоптера. Сохранился только один экземпляр, который в 1933 г. передали в Авиахиммузей, откуда в 1968 г. он поступил в Монино.

Фото: Д. Иванов

21. Паровая машина Иона

Паровая машина построена в 1887 г. французским инженером Габриэлем Ионом для проектируемого для России дирижабля. От машины сохранился только двигатель, музей получил его 13 декабря 1969 г. из ЦДАиК.

Фото: travel.wmouse.ru

22. Двигатель Костовича

Восьмицилиндровый, оппозитный, с горизонтальным расположением цилиндров двигатель мощностью 60-80 л.с. построен в середине 1880-х гг. Огнеславом Костовичем для дирижабля «Россия». Это был первый двигатель внутреннего сгорания, предназначавшийся для летательного аппарата. Получен Музеем ВВС 21 июля 1977 г. из ЦДАиК.

Фото: авиару.рф

23. Двигатель «Антуанет»

В 1903-05 гг. французский инженер Леон Левассёр изготовил несколько однотипных V-образных моторов для гоночных лодок. Созданное в 1906 году общество Antoinette приступило к промышленному выпуску этих моторов, которые часто применяли на первых аэропланах, в том числе Blériot III и др. Музейный экземпляр передан из ЦДАиК 23 октября 1969 г.

Фото: Р. Скоморохов

24. Двигатель «Анзани» 3-цилиндровый

Двигатель построен в 1909 г. французской фирмой Anzani. Такие двигатели были очень популярны на заре самолетостроения. Они устанавливались на самолёты Bleriot.XI, «Гаккель III», «Гризодубов № 4» и др. Подарен музею 28 мая 1973 г. лётчиком-испытателем А.И. Жуковым.

Фото: Р. Скоморохов

25. Двигатель «Райт Б»

Разработан на рижском заводе «Мотор» на основе 30 л.с. двигателя биплана фирмы Flugmashinen Wright, закупленного в Германии в 1910 г. В конструкцию был внесён ряд усовершенствований, позволивший поднять мощность до 35 л.с. Это первый серийный мотор российского производства. Рядный четырёхцилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Райт Б» (зав. № 15) получен музеем из ЦДАиК 23 октября 1969 г.

Фото: Политехнический музей

26. Двигатель «Гном» 7-цилиндровый

Французское акционерное общество моторов Gnome в 1912 г. построило в Москве небольшой завод по сборке ротативных моторов в основном из завозимых из Франции деталей. Благодаря вращению цилиндров происходило их эффективное охлаждение двигателя даже во время стоянки самолёта. Семицилиндровый ротативный двигатель Gnome 7 Lambda (зав. № 2542-472) мощностью 80 л.с. передан в Монино из ЦДАиК 21 июля 1977 г. в препарированном виде.

Фото: Игорь Малинкин

27. Двигатель АДУ-4

Первый русский бензиновый авиационный двигатель АДУ-4 создан курским изобретателем-самоучкой А.Г. Уфимцевым в 1912 г. и построен на Брянском паровозостроительном заводе. Это биротативный двигатель, у которого коленчатый вал вращался в одну сторону, а картер ‒ в другую. На самолёты не ставился. АДУ-4 получен из ЦДАиК 11 октября 1960 г.

Фото: авиару.рф

14.06.1996 г. согласно протоколу № 5 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:

28. Высотный самолёт М-17

М-17 «Стратосфера» разработан в 1970-78 гг. под руководством В.М. Мясищева для борьбы с беспилотными высотными аэростатами-разведчиками. В Монино представлен третий экземпляр M-17 б/н CCCP-17103, собранный в 1981 г. на ЭМЗ им. В.М. Мясищева из деталей, изготовленных на вертолётном заводе в Кумертау. В 1983-86 гг. самолёт выполнил 133 испытательных полёта. 23 января 1990 г. М-17 перегнали по воздуху из Жуковского в Монино.

Фото: И. Колоколов

29. Ударный самолёт Т-4

Сверхзвуковой ударный самолёт Т-4 (изделие 100) был разработан в 1972 г. в ОКБ П.О. Сухого и строился на Тушинском машиностроительном заводе. В 1972-1974 гг. на первом опытном экземпляре было выполнено 10 испытательных полётов. В 1976 г. программа разработки была закрыта. Единственный лётный образец (б/н 101) в 1982 г. был наземным путём доставлен в Монино из ЛИиДБ ОКБ П.О. Сухого в Жуковском.

Фото: К. Гнусарёв

30. Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144

Первый в мире сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Ту-144 разработан в ОКБ А.Н. Туполева в 1960-е гг. В музее представлен серийный самолёт с б/н СССР-77106 (зав. № 04-1). Он изготовлен в 1974 г. на Воронежском авиационном заводе и использовался для эксплуатационных испытаний. В 1975-78 гг. выполнял технические рейсы с грузами и пассажирами по маршруту Москва‒Алма-Ата. Всего выполнил 320 полётов, общий налёт 582 ч. (в т.ч. 320 ч. на сверхзвуке). 29 февраля 1980 г. самолёт совершил посадку на укатанную снежную ВПП аэродрома Монино.

Фото: И. Колоколов

31. Истребитель Як-9У

Фронтовой истребитель Як-9 разработан в КБ А.С. Яковлева как продолжение Як-1 и Як-7 и стал самым массовым советским фронтовым истребителем периода Великой Отечественной войны. Модификация Як-9У (улучшенный) с двигателем М-107А выпускалась с апреля 1944 г. Всего в 1942-48 гг. построено 16 769 экз (из них 3921 Як-9У). Экспонат музея ВВС (зав. № 0215357) построен на Новосибирском авиазаводе № 153 в 1947 г. Был установлен как памятник в Болгарии, но в 1980 г. снят с постамента и передан музею в обмен на самолёт Ли-2.

Фото: И. Колоколов

32. Двигатель М-34РН

Первый отечественный авиадвигатель жидкостного охлаждения М-34 разработан в 1928-30 гг. в НАМИ под руководством А.А. Микулина. После доводки в ЦИАМ в 1932 г. запущен в серийное производство в Москве на заводе № 24 им. М.В. Фрунзе. В 1933 г. разработана одна его высотная модификация М-34РН, госиспытания которой в 1934 г. закончились неудачно ‒ прогорели поршни. М-34РН был выпущен малой серией. На самолёте РД (АНТ-25) с двигателем М-34РН экипажи В.П. Чкалова и М.М. Громова совершили рекордные дальние и высотные полеты. Музейный экспонат служил учебным пособием в ВВА, откуда в 1959 г. поступил  в препарированном виде.

Фото: Политехнический музей

33. Двигатель М-30 (АЧ-30Б)

М-30 ‒ первый в СССР авиационный дизельный мотор, запущенный в серийное производство и принятый на вооружение ВВС. Разработан в 1939-42 гг. под руководством А.Д. Чаромского. В 1942-46 гг. на заводе № 500 НКАП изготовлено около 900 экз. двигателя разных модификаций. Первая серийная модель, АЧ-30Б, устанавливался на некоторые самолёты Ер-2 и Пе-8 с воздушными винтами АБ-5ЛВ-116 или ВИШ-24. Музейный экземпляр (зав. № 179) получен 16 июля 1959 г. из ЦДА им. М.В. Фрунзе в препарированном виде.

Фото: Р. Скоморохов

16.11.1998 г. согласно протоколу № 7 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:

34. Вертолёт Ми-1

Первый отечественный вертолёт одновинтовой схемы спроектирован в 1947-50 гг. под руководством М.Л. Миля. Серийное производство велось в 1952-65 гг. в СССР и в Польше. Всего построено 2680 экз. В музее представлен один из первых выпущенных Ми-1 (зав. № 020309) построенный в 1952 г. на заводе № 387 в Казани. Использовался в ЛИИ, а с 1953 г. служил учебным пособием на учебной базе ВВИА им. Н.Е.Жуковского. 10 августа 1961 г. поступил в музей.

Фото: М. Гольбрайхт

35. Вертолёт В-7

Опытный вертолёт В-7 ‒ первый и единственный в СССР с турбореактивными двигателями на концах лопастей. Ожидалось, что отсутствие механической трансмиссии упростит и облегчит конструкцию машины. Работы велись в ОКБ М.Л. Миля начиная с 1956 г. Первый образец собран в 1959 г., в 1962 г. начались его лётные испытания. 11 ноября 1965 г. произошло практически одновременное разрушение обоих двигателей. Дальнейшая разработка была признана бесперспективной. Вертолёт передали в музей 20 января 1983 г.

Фото: А. Хомич

36. Транспортный вертолёт Ми-6

Тяжёлый десантно-транспортный вертолёт разработан в 1954-57 гг. в ОКБ М.Л. Миля. Это первый в мире серийный вертолёт с газотурбинными двигателями. Строился в 1959-80 гг. на Ростовском заводе № 168, всего выпущено 926 экз. В Монино представлен первый серийный Ми-6 (зав. № 0030101В), изготовленный в конце 1960 г. До 1963 г. он проходил испытания на заводе, а в 1965 г. поступил на учебную базу ВВИА им. Н.Е. Жуковского в Монино, откуда 25 августа 1978 г. передан в музей.

Фото: А. Лебедев

37. Противопожарный вертолёт Ми-6ПЖ

Вертолёт был изготовлен в Ростове-на-Дону в мае 1969 г. как обычный Ми-6 (зав. № 9683901В) и передан на контрольные испытания в НИИ ВВС. В 1971 г. вертолёт вернули на завод и переоборудовали в противопожарный вариант ПЖ2. На нём смонтировали противопожарное и десантно-спасательное оборудование, установили бак ёмкостью 10 т. После выработки назначенного ресурса 5 ноября 1991 г. вертолёт перелетел в музей из в/ч 03602.

Фото: И. Колоколов

38. Бомбардировщик Ту-2

Ту-2 спроектирован в 1940-41 гг. под руководством А.Н. Туполева. В 1941-1948 гг. было изготовлено 2527 самолётов разных модификаций. Признан одним из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны. Ту-2 послевоенной постройки был получен музеем 21 ноября 1958 г. из п/я 3910 в ветхом состоянии, без двигателей. Восстановлен в 1973-75 гг. ремонтной группой ОКБ им. А.Н. Туполева совместно с сотрудниками музея, на нём установлены двигатели АШ-82ФН.

Фото: А. Хомич

39, 40. Пулемёты ПВ-1 и СН

Пулемёт воздушный ПВ-1 калибра 7,62 мм ‒ авиационный вариант пулемёта Максима, разработан в 1926 г. под руководством А.В. Надашкевича. Производился серийно на Тульском оружейном заводе в 1927-40 гг. Всего выпущено порядка 18 000 экз. Устанавливался на истребители И-14, И-15, И-16, разведчик Р-5, бомбардировщик ТБ-1 и др.

7.62-мм авиационный пулемёт СН разработан И.В. Савиным и А.К. Норовым в 1934-37 гг. Конструкция с подвижным стволом, идущим при выстреле вперёд, и затвором, отходящим назад, позволила резко поднять скорострельность системы, до 3000 выстр./мин. После успешных испытаний в 1937-39 гг. было изготовлено 14 прототипов, шесть из которых были установлены на три серийных истребителя И-16, получивших обозначение «тип 19», и принявших участие в советско-финской войне. Однако, СН не был принят в серийное производство в пользу УльтраШКАС системы Б.Г. Шпитального и И.А. Комарицкого.

Фото: Р. Скоморохов

30.03.1999 г. согласно протоколу № 8 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники был причислен следующий экспонат ЦМ ВВС:

41. Вертолёт Ми-4

Многоцелевой вертолёт Ми-4 разработан в ОКБ М.Л. Миля в 1951-52 гг. Строился серийно в 1953-68 гг. в Саратове и Казани в транспортном, санитарном, сельскохозяйственном, пассажирском, правительственном и др. вариантах. Военно-транспортный Ми-4 (зав. № 1104) построен на саратовском авиазаводе № 292 в апреле 1953 г. Поступил в музей 12 января 1965 г. из в/ч № 54902 с налётом 138 ч.

Фото: А. Хомич

20.02.2000 г. согласно протоколу № 9 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:

42. Рекордный самолёт Е-152

Созданный в конце 1950-х гг. в ОКБ А.И. Микояна Е-152/1 по схеме мало отличался от МиГ-21. В 1961-62 гг. года лётчики-испытатели А.В. Федотов, Г.К. Мосолов и П.М. Остапенко последовательно установили на этой машине мировые рекорды скорости по замкнутому 100 км маршруту (2401 км/ч), скорости (2681 км/ч) и высоты (22 670 м). Позже самолёт был модифицирован в Е-152М. В октябре 1967 г. самолёт был передан в Музей ВВС с ММЗ «Зенит».

Фото: И. Колоколов

43. Истребитель-перехватчик Ла-250А

Дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик Ла-250 с первыми в СССР ракетами класса «воздух-воздух» и системой наведения начали разрабатывать в ОКБ-301 С.А. Лавочкина в 1953 году. Самолёта обладал новой для тех лет аэродинамической компоновкой: треугольное крыло, фюзеляж с боковыми воздухозаборниками, цельноповоротное горизонтальное оперение. Три первых прототипа были потеряны при испытаниях. Самолёт оказался сложным в управлении, и программу закрыли в 1960 г. Четвёртый опытный Ла-250А (зав. № 1250004) изготовлен Воронежским авиазаводом в ноябре 1958 г. Не летал, использовался как учебный экспонат в ВВИА им. Н.Е. Жуковского. В музей поступил 24 марта 1964 г.

Фото: И. Колоколов

44. Истребитель МиГ-29 (9-12/01)

Истребитель 4-го поколения МиГ-29 разработан в 1972-77 гг. в ОКБ им. А. И. Микояна под руководством Р.А. Белякова. Интегральная аэродинамическая схема обеспечила самолёту высокие несущие свойства и отличную манёвренность. С 1983 г. самолёт поступил на вооружение ВВС, а с 1986 г. пошёл на экспорт. Самолёт до сих пор производится серийно, выпущено более 1600 экз. В Монино можно увидеть первый опытный образец МиГ-29 («изделие 9-12/01»), который музей получил 11 ноября 1986 г. из ОКБ им. А.И. Микояна.

Фото: evgen28.photofile.ru

45. Самолёт-разведчик Як-25РВ

Всепогодный высотный разведчик Як-25РВ спроектирован в 1959 г. в ОКБ А.С. Яковлева на основе истребителя-перехватчика Як-25. Строился малой серией и находился на вооружении до начала 1970-х гг. Выставленный в музее Як-25РВ (зав. № 259920-04) выпущен в ноябре 1965 г. Улан-Удинским машиностроительным заводом и передан в ЛИИ, затем ‒ в ГосНИИ ГА. Последний полёт в Монино совершил лётчик-испытатель И.П. Волк 15 июня 1973 г.

Фото: О. Гаврюшенко

15.05.2001 г. согласно протоколу № 10 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:

46. Вертолёт Ми-2

Ми-2 с газотурбинным двигателем был разработан в начале 1960-х гг. в ОКБ М.Л. Миля на смену вертолёту Ми-1. В 1965-92 гг. в Польше построено свыше 5400 машин в разных вариантах: транспортном, пассажирском, сельскохозяйственном, учебно-тренировочном и др. Музейный В-2В (зав. № 510309037) построен в июне 1967 г. на заводе PZL-Swidnik в транспортно-санитарном варианте. Эксплуатировался в в/ч и на лётно-испытательной базе Московского вертолётного завода. 20 ноября 1975 г. наземным транспортом перевезён в музей.

Фото: А. Хомич

47. Двигатель ТР-1

Первый турбореактивный двигатель отечественной конструкции ТР-1 разработан под руководством А.М. Люльки в 1945 г. с использованием трофейных немецких технологий и собственных наработок. Двигатель развивал тягу 1350 кгс при удельном расходе топлива 1.3 кг/кгс·ч. В 1946 г. было построено 36 экз. ТР-1, его ставили на опытных истребителях Су-11, И-211 и бомбардировщике Ил-22. В массовое производство двигатель не поступил из-за крайне низкой надёжности. Музейный экземпляр изготовлен в 1946 г. на московском заводе № 45. Поступил 24 августа 1960 г. из ВВИА им. А.Ф. Можайского в препарированном виде.

Фото из книги «Авиация в музеях России»

48. Пушка ВЯ-23

Пушка ВЯ была создана в 1940 г. в ЦКБ-14 конструкторами А.А. Волковым и С.А. Ярцевым как средство борьбы с защищёнными наземными целями. После успешного прохождения испытаний в 1941 г. пушка была принята на вооружение, всего на заводах №№ 2 и 66 было построено 64 655 экз. Устанавливалась на штурмовики Ил-2 и Ил-10.

Фото: Р. Скоморохов

30.10.2002 г. согласно протоколу № 11 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:

49. Самолёт МиГ-15УТИ

Учебно-тренировочный истребитель МиГ-15УТИ был создан в 1949 г. в ОКБ А.И. Микояна на базе истребителя МиГ-15. В 1950-59 гг. серийно построено 3 433 экз. Хранящийся в Монино МиГ-15УТИ (зав. № 22013) изготовлен в 1954 г. в Харькове на заводе № 135. Использовался Центром боевого применения ВВС для обучения и совершенствования навыков командного состава. В 1960-63 гг. базировался в ГК НИИ ВВС, после передан в Центр подготовки космонавтов. На нём с лётчиками-инструкторами летали будущие космонавты Ю.А. Гагарин, В.И. Севастьянов, Б.В. Волынов, В.В. Терешкова, Г.Т. Береговой, Б.Б. Егоров, К.П. Феоктистов, А.С. Елисеев и др. В 1968 г. самолёт отправили в ХВВАУЛ, где на нём курсантами обучались будущие космонавты А.А. Волков и В.В. Васютин. В мае 1973 г. самолёт наземным транспортом был доставлен в музей из авиачасти № 42072 им. В.С. Серёгина.

Фото: А. Хомич

50. Двигатель МВ-4

МВ-4 ‒ лицензионная версия французского поршневого авиадвигателя воздушного охлаждения Renault 4Pei мощностью 150 л.с. В опытном порядке устанавливался на некоторые лёгкие самолёты. Однако, выявленные недостатки и начавшаяся война заставили отказаться от массового выпуска отечественной версии. В 1939 г. на воронежском заводе № 16 было выпущено более 180 двигателей МВ-4. Музейный экземпляр (зав. № 41641) получен в 1959 г. из ЦДА им. М.В. Фрунзе в препарированном виде.

Фото: Р. Скоморохов

51. Высотомер барометрический наколенный

Барометрический наколенный высотомер, изготовленный в 1906 г. французской фирмой Naudet & Co, характеризует начало развития приборов для измерения высоты полета. Он имеет две шкалы: неподвижную для статического давления, и подвижную для высоты. Прибор размещён в кожаном футляре с ремнём для крепления на бедре левой ноги. В 1977 г. барометрический наколенный высотомер был передан в дар Музею ВВС родственниками лётчика А.Н. Демидова, летавшего с ним на французских самолетах типа Farman и Morane Type G во время Гражданской войны.

Фото: Политехнический музей

52. Уклономер авиационный

05.11.2003 г. согласно протоколу № 12 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:

53. Крылатый снаряд КС

Первая советская авиационная противокорабельная крылатая ракета КС-1 «Комета» разработана в 1949-1951 гг. М.И. Гуревичем в ОКБ-155. С 1952 г. серийно производилась в Иваньково на заводе № 256. Носителями являлись самолёты Ту-4 и Ту-16. К концу 1960-х гг. «Кометы» были полностью вытеснены более совершенными образцами ПКР.

Фото: С. Рябцев

54. Двигатель М-11ФР

Поршневой пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения M-11 создан в КБ авиазавода № 4. Это первый серийный советский двигатель собственной разработки. Выпускался в 1929-52 гг. в многочисленных модификациях. Форсированная модификация М-11ФР разработана в 1946 г., выпускалась в 1948-52 гг. Музейный экземпляр (зав. № А54012429) выпущен в 1951 г. В 1959 г. поступил в музей.

Фото: авиару.рф

55. Двигатель М-103

12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель водяного охлаждения М-103 создан В.Я. Климовым в 1936 г. на базе М-100 ‒ лицензионной копии французской Hispano-Suiza 12Y. В 1938-42 гг. на заводе № 26 в Рыбинске было выпущено 11 681 экз. Эти двигатели устанавливали на скоростных бомбардировщиках СБ. М-103 выпуска 1938 г. (зав. № 913-842) поступил в музей из ВВА им. Ю.А. Гагарина в 1984 г.

Фото из книги «Авиация в музеях России»

56. Двигатель АШ-82ФН

Двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения АШ-82 создан в 1943 г. под руководством А.Д. Швецова. Всего было произведено более 70 000 таких двигателей. АШ-82ФН является развитием АШ-82Ф и отличается от него устройством непосредственного впрыска топлива в цилиндры вместо карбюратора и усиленной конструкцией некоторых деталей и узлов. АШ-82ФН устанавливался на бомбардировщики Пе-8, Ту-2, истребители Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9 и Ла-11. Выпещенный в 1943 г. АШ-82ФН зав. № 5844 получен музеем 22 февраля 1959 г. из ЦДА им. М.В. Фрунзе в препарированном виде.

Фото: авиару.рф

57. Двигатель АМ-3

Одновальный одноконтурный турбореактивный двигатель АМ-3 разработан в 1949 г. в ОКБ-300 под руководством А.А. Микулина. На тот момент это был самый мощный в мире ТРД. Первые двигатели имели ресурс 100 ч. В 1953-64 гг. выпустили более 7 тыс. таких двигателей. Он устанавливался на самолётах Ту-16, Ту-104, М-4. Экспонат АМ-3 (зав. № 2506225) построен на Казанском моторостроительном заводе № 216 в 1952 г. Получен музеем 20 ноября 1961 г. из ВВА в препарированном виде.

Фото: неизвестный автор

58. Пулемёт ШКАС

Первый советский скорострельный синхронный авиационный пулемёт калибра 7.62 мм разработан Б.Г. Шпитальным и И.А. Комарицким в 1930 г. За годы серийного производства в 1932-45 гг. выпущено порядка 150 000 экз. ШКАС устанавливался на всех советских боевых самолётах, выпущенных в 1934-1941 гг. В музее ШКАС представлен на турельной установке ТУР-6 от бомбардировщика СБ. Турельный вариант ШКАС разработан в 1934 г. Н.Ф. Токаревым.

Фото: Р. Скоморохов

12.07.2004 г. согласно протоколу № 13 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:

59. Военно-транспортный самолёт Ан-22

Тяжёлый транспортный самолёт Ан-22 «Антей» создан в начале 1960-х гг. в ОКБ О.К. Антонова. Первый в мире широкофюзеляжный самолёт поднялся в воздух 27 февраля 1965 г. Это был крупнейший самолёт того времени грузоподъёмностью до 80 т. На нём установлен 41 мировой рекорд. В 1965-75 гг. выпущено 69 Ан-22. Самолёт с зав. № 00340209 построен в 1970 г. на ТАПОиЧ в Ташкенте. Служил в 81 авиаполку ВТА, г. Иваново. В октябре 1973 г. доставил в Египет самолёт МиГ-25РБВ. 13 марта 1987 г. совершил грубую посадку в аэропорту Аддис-Абебы. Самолёт восстановили, но решили вывести из эксплуатации с налётом 3 600 ч. 30 января 1988 г. самолёт с б/н СССР-09334 перегнали в музей из в/ч 48231.

Фото: А. Хомич

60. Макет бомбардировщика «Илья Муромец»

Первый в мире тяжёлый бомбардировщик разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И.И. Сикорского. В 1913-18 гг. построено 76 дальних разведчиков и бомбардировщиков «Илья Муромец». Принимал участие в Первой мировой и Гражданской войнах, а затем обслуживал первую в стране пассажирскую линию Москва‒Харьков. Полноразмерный макет самолёта-бомбардировщика «Илья Муромец» был изготовлен в РКИИГА для съёмок фильма «Поэма о крыльях» в 1979 г. Вместо двигателей «Аргус» установлены четыре Walter Minor, с которыми макет совершал руление и пробежки по аэродрому. Макет экспонировался на ВДНХ, а после реставрации в феврале 1986 г. поступил в Музей ВВС.

Фото: А. Лебедев

61. Двигатель «Сальмсон»

Звездообразный 9-цилиндровый двигатель с водяным охлаждением мощностью 150 л.с. разработан французской компанией Societe des Moteurs Salmson в 1908-1912 гг. В 1917 г. в Москве за Семёновской заставой был построен завод общества «Сальмсон». В годы Первой Мировой войны это был единственный тип авиадвигателя, который стабильно выпускался крупными партиями на российских заводах. Такие двигатели устанавливался на самолетах типа «Вуазен», «Фарман», Анатра «Анасаль», «Илья Муромец» и др.

Фото: авиару.рф

62. Двигатель М-22

Девятицилиндровый однорядный звёздообразный двигатель воздушного охлаждения М-22 является копией английского двиагателя Bristol Jupiter VI, выпускавшегося французской фирмой Gnome-Rhône. Производство было налажено в конце 1920-х гг. на завода № 29 в г. Запорожье при участии КБ под руководством А.С. Назарова. Всего было изготовлено 2742 таких моторов, они устанавливались на ранних версиях истребителя И-16 и др. самолётах. Музейный М-22 (зав. № П10-42/51) выпущен в 1932 г. Поступил в музей 7 сентября 1959 г. из ВВА в препарированном виде.

Фото: А. Хомич

63. Двигатель Д-20П

Первый советский двухконтурный турбореактивный двигатель Д-20П спроектирован в 1955-60 гг. в ОКБ П.А. Соловьёва. Производился серийно на Пермском заводе № 19 в 1959-75 гг. Устанавливался на самолётах Ту-124. Двигатель с зав. № Р-17 передан в музей из ВВА им. Ю.А. Гагарина в 1975 г. в препарированном виде.

Фото: avid.ru

64. Пушка Н-37

Автоматическая авиационная пушка калибра 37 мм разработана в 1944 г.  в ОКБ-16 под руководством А.Э. Нудельмана. Серийное производство велось в 1945-60 гг. на заводе № 74 в Ижевске. Всего выпущено более 20 тыс. Н-27 разных модификаций. Их устанавливали на истребители МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, перехватчики Як-25 и др.

Фото: авиару.рф

65. Радиостанция АК-21

Разработанная в 1921 г. была самолётная ламповая передающая станция АК-21 позволяла поддерживать одностороннюю связь с бомбардировщиками. Она имела четыре фиксированные частоты в диапазоне 150-300 м и дальность действия до 8 км.

23.11.2005 г. согласно протоколу № 15 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:

66. Аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолёта

Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт (ЭПОС) являлся второй ступенью воздушно-космической системы «Спираль», разрабатывавшейся в ОКБ А.И. Микояна под руководством Е.Е. Лозино-Лозинского. Для отработки системы захода на посадку, оценки устойчивости и управляемости орбитального самолёта на Дубнинском машиностроительном заводе был создан самолёт-аналог «изделие 105.11», на котором были выполнены лётные испытания в атмосферных условиях на дозвуковых скоростях. Налёт составил 32 ч. 45 мин. ЭПОС поступил в музей 1 сентября 1989 г. с ЭМЗ им. В.М. Мясищева.

Фото: А. Хомич

67. Стратегический бомбардировщик Ту-4

Дальний тяжёлый бомбардировщик Ту-4 был разработан в 1945-1947 гг. методом обратной разработки на основе американского Boeing B-29 Superfortress. Это первый в СССР носитель атомной бомбы. Всего было построено около 1300 экз. Ту-4 (зав. № 2805103) с моторами АШ-73ТК изготовлен заводом № 22 в Казани в марте 1952 г. и прослужил до 1958 г. 7 октября 1958 г. прилетел в Монино для ремонта. Списан с эксплуатации и передан Музею ВВС 9 декабря 1958 г.

Фото: К. Гнусарёв

68. Двигатель Клерже 9В

Звездообразный девятицилиндровый ротативный двигатель разработки французской фирмы Societe Clerget-Blin et Cie. Модификация Clerget 9B обладала максимальной мощностью 130 л.с. и скоростью 1300 об/мин. В России применялся на самолётах «Сопвич-разведчик» во времена Гражданской войны. Представленный в музее двигатель (зав. № 6175) был изготовлен в 1916 г. по лицензии в Англии. Передан в музей 28 февраля 1959 г. из ЦДА им. М.В. Фрунзе.

Фото: авиару.рф

69. Аэрофотоаппарат НАФА-Зс

Автоматический ночной аэрофотоаппарат НАФА-3с разработан группой конструкторов завода «Геодезия» под руководством Н.Н. Беляева на формат кадра 18х24 см для разведывательных целей и фотоконтроля боевых действий. Применялся вместе с фотобомбой ФОТАБ-35 на самолётах Ту-2Р, Ту-4Р, Бе-6, Ту-16, Ту-95 и др.

Фото: А. Черненко

20.11.2006 г. согласно протоколу № 16 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:

70. Дальний разведчик Ту-16Р

Тяжёлый реактивный бомбардировщик Ту-16 разработан в 1949-53 гг. в ОКБ А.Н. Туполева. Первый полёт выполнен 27 апреля 1952 г. Серийно выпускался в 1953-63 гг., изготовлено более полутора тысяч машин в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, разведчика, заправщика, самолёта РЭБ и др. Представленный в музее Ту-16  (зав. № 1880302) изготовлен в 1954 г. на заводе № 22 в Казани. В 1955 г. его передали в НИИ ВВС, где переоборудовали в прототип разведчика Ту-16Р-1. В 1960 г. перегнали в Монино, на учебную базу ВВИА им. Н.Е. Жуковского, а 16 ноября 1967 г. передали в Музей ВВС.

Фото: И. Колоколов

71. Бомбардировщик Ту-22А

Первый советский серийный сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22 разработан в 1955-58 гг. в ОКБ. А.Н. Туполева. Первый полёт 21 июня 1958 г. Строился серийно на заводе № 22 в Казани в 1959-69 гг. Всего построено 313 экз. в разных модификациях. Музейный Ту-22А изготовлен 19 февраля 1960 г. В 1962-65 гг. проходил службу в ВВС, после перелетел на учебную базу ВВИА им. Н.Е. Жуковского, откуда 18 февраля 1977 г. передан в Музей ВВС.

Фото: А. Хомич

72. Двигатель Д-25В

Турбовальный двигатель Д-25В мощностью 5500 л.с. и редуктор для него сконструировали в 1957 г. в ОКБ П.А. Соловьёва в рамках работ по созданию тяжёлого транспортного вертолёта. В июне 1957 г. вертолёт Ми-6 с двигателем Д-25В совершил первый полёт. Позже такими двигателями также оснащались вертолёты Ми-10, Ка-22 и В-12. Серийный выпуск продолжался в 1959-81 гг., построено 4522 шт. Д-25В (зав. № С3041005) поступил в музей 1 июля 1962 г. с завода № 19 в Перми.

Фото из книги «Авиация в музеях России»

73. Солнечный указатель курса СУК-2

Астрокомпас СУК-2 разработан Л.П.Сергеевым в 1934 г. Прибор позволял по данным о положении Солнца непрерывно указывать заданный курс.

Изображение: avsim.su

15.11.2007 г. согласно протоколу № 16 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:

74. Истребитель-бомбардировщик Р-63 «Кингкобра»

P-63 Kingcobra был разработан американской самолётостроительной фирмой Bell в 1942 г. как развитие P-39 Airacobra. С июня 1944 г. выпускался серийно, в 1944-45 гг. 2640  самолётов было поставлено в СССР по ленд-лизу. Самолёт с зав. № 269775 в нач. 1990-х гг. обнаружен на курильском о. Шумшу и восстановлен на заводе «Авион» в Новосибирске с использованием частей других P-39 и P-63. 12 декабря 1992 г. самолёт передан в Музей ВВС.

Фото: И. Колоколов

75. Двигатель НК-12

Турбовинтовой двигатель НК-12 разработан в 1950-е гг. в ОКБ-276 под руководством Н.Д. Кузнецова. Является самым мощным серийным турбовинтовым двигателем в мире. В 1954-75 гг. было выпущено 3714 НК-12 разных модификаций. Применялся на самолётах Ту-95, Ан-22, Ту-114, Ту-142. Музейный экземпляр (зав. № Ф541017) изготовлен в 1955 г. на авиазаводе № 24 в Куйбышеве. Поступил в музей из ВВА 20 ноября 1961 г. в препарированном виде.

Фото: неизвестный автор

76. Телеграфный аппарат «Морзе»

Пишущий телеграфный аппарат М-44 является улучшенной советской версией аппарата С. Морзе образца 1837 г. М-44 мог передавать 400-500 слов/ч. на расстояние до 500 км.

Фото: Р. Скоморохов

12.11.2008 г. согласно протоколу № 17 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:

77. Летающая лаборатория Ту-95ЛЛ

Турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 разработан в 1950-е гг. в ОКБ А.Н. Туполева. Строился серийно в 1955-92 гг., построено около 500 машин различных модификаций. В музее представлен второй опытный экземпляр (самолёт «95-2»). Планер изготовлен в 1952 г., но первый полёт с опытными двигателями ТВ-12 состоялся лишь 16 февраля 1955 г. После окончания испытаний в 1958 г. самолёт был переоборудован в летающую лабораторию для испытаний турбореактивного двигателя НК-6. В дальнейшем на нём испытывались двигатели НК-144 и НК-22 разных модификаций. После выработки ресурса в 1972 г. самолёт перелетел в Музей ВВС.

Фото: И. Колоколов

78. Двигатель Рено-50

Восьмицилиндровый двигатель воздушного охлаждения Renault-50 мощностью 50 л.с. создан в 1907 г. конструкторским коллективом Луи Рено. До 1909 г. этот двигатель считался наиболее мощным и применялся на многих летательных аппаратах. Двигатель с зав. № 48102 получен 11 апреля 1983 г. в дар от племянницы лётчика Б.И. Россинского.

Фото: Р. Скоморохов

В 2019 г. согласно протоколу Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:

79. Бомбардировщик 3МД

Первый в СССР реактивный стратегический бомбардировщик М-4 разработан в 1948-54 гг. под руководством В.М. Мясищева. К 1956 г. появилась новая версия самолёта ‒ 3М, с увеличенной до 12 тыс. км дальностью полёта, более совершенным оборудованием и улучшенной аэродинамикой. В 1960 г. на вооружение ВВС поступили самолёты модификации 3МД с двигателями ВД-7Б. Самолёт 3МД 30-красный (зав. № 0301804) построен в 1960 г. на московском заводе № 23. В 1986 г. экипаж майора В. Сироткина перегнал самолёт из Моздока в Монино.

Фото: П. Безруков

80. Истребитель Ла-15

Фронтовой истребитель Ла-15 создан в ОКБ-301 под руководством С. А. Лавочкина. Первый прототип совершил полёт в январе 1948 г. Выпущено 235 серийных машин, находившихся на вооружении ВВС и ПВО в 1949-54 гг. Музейный Ла-15 с зав. № 52210212 был изготовлен в Горьком на заводе № 21 в апреле 1949 г. Поступил в строевую часть, но уже в июне того же года передан в НИИ ВВС для испытаний на прочность. На самолёте выполнено 38 полётов, налёт составил 29 ч. 48 мин. С мая 1950 г. использовался для учебных целей в ВВИА им. Н.Е. Жуковского, в 1954 г. поступил в ЦДА им. М.В. Фрунзе, откуда в конце 1958 г. передан в Музей ВВС.

Фото: О. Гаврюшенко

81. Истребитель-штурмовик МиГ-15бис ИШ

Опытный истребитель-штурмовик на базе МиГ-15бис разработан в 1958-59 гг. в НИИ ЭРАТ ВВС инициативной группой под руководством инженерам. С Малкова. Под крылом разместили два дополнительных отклоняемых вниз на угол до 15° пилона под блоки НУРС или бомбы. Было построено три опытныхэкземпляра. Испытания проводились в 1959-60 гг., а по их окончанию в 1961 г. один из самолётов (зав. № 2115368) передали в Музей ВВС.

Фото: А. Лебедев

82. Экспериментальный самолёт МиГ-21И

Экспериментальный самолёт МиГ-21И создан в в КБ А.И. Микояна для экспериментов в рамках разработки самолёта Ту-144. Было изготовлено два экземпляра на базе серийных истребителей МиГ-21С. Первый самолёт («Аналог») 18 апреля 1968 г. поднял в воздух лётчик-испытатель О.В. Гудков. На нём отрабатывалась методика управления самолётом, выполненного по схеме «бесхвостка». Самолёт был потерян в аварии 26 июля 1970 г., лётчик В. Константинов погиб. Второй экземпляр («Имитатор») был изготовлен в начале 1970 года. 27 января 1970 года лётчик И.П. Волк начал на нём полёты по исследованию крыла оживальной формы с наплывами разного типа. Изучалось поведение машины на скорости до 2500 км/ч и высоте до 20 км. Всего до 1972 г. было выполнено 311 полётов общей продолжительностью 200 ч. В 1980 г. самолёт наземным транспортом доставлен в Музей ВВС из ЛИИ МАП.

Фото: А. Хомич

83. Экспериментальный самолёт С-26

Экспериментальный самолёт Су-7Л (С-26) создан в ОКБ П.О. Сухого на основе серийного Су-7БМ, на который установлены лыжные шасси конструктора Н.Г. Зырина, позволяющие совершать посадку на грунт и на бетон. В 1963-66 гг. два самолёта успешно прошли испытания. С-26, переделанный из Су-7БМ с зав. № 3610 выпуска 1961 г., 19 июня 1981 г. передан в Музей ВВС с ММЗ им. П.О. Сухого.

Фото: Е. Барабанова

84. Ударный самолёт Т-6-1

Опытный ударный самолёт Т-6-1 создан в ОКБ П.О. Сухого под руководством Е.С. Фельснера в 1961-67 гг. Машина была оснащена четырьмя подъёмными (РД-36-35) и двумя маршевыми (Р-27Ф-300) двигателями. Первый полёт 2 июля 1967 г. выполнил лётчик-испытатель В.С. Ильюшин. Самолёт проходил испытания до 1974 г., совершил 320 полётов. После решения о создании ударного самолёта Су-24 с крылом изменяемой стреловидности, Т-6-1 использовался в качестве летающей лаборатории. В 1983 г. самолёт передан в Музей ВВС с ММЗ им. П.О. Сухого.

Фото: Е. Барабанова

85. Истребитель Т-10-1

Т-10-1, первый опытный прототип истребителя Су-27, был изготовлен на опытном производстве ОКБ П.О. Сухого в 1977 г. Первый полёт 20 мая 1977 г. выполнил лётчик-испытатель В.С. Ильюшин. На самолёте проводились испытания на общую работоспособность, на устойчивость и управляемость. Всего выполнено 38 полётов. В процессе испытаний выяснилось, что по ряду характеристик машина не отвечает техническому заданию и уступает самолёту F-15. Было принято решение начать разработку фактически заново. Созданный впоследствии самолёт получил название Су-27. А самолёт Т-10-1 передан в Музей с ММЗ им. П.О. Сухого 23 января 1986 г.

Фото: В. Самарин

86. Перехватчик Ту-128

Барражирующий перехватчик Ту-128 разработан в 1958-61 гг. ОКБ А.Н. Туполева на основе проекта не пошедшего в серию фронтового бомбардировщика «98». Первый полёт 18 марта 1961 г. выполнили М.В. Козлов и К.И. Малхасян. После окончания войсковых испытаний в 1965 г. самолёт был принят на вооружение. Всего в 1962-70 гг. на заводе № 64 в Воронеже было выпущено 188 самолётов. В ЦМ ВВС представлен Ту-28 ‒ первый опытный экземпляр Ту-128. Совершил 432 полётов общей продолжительностью 398 ч. 36 мин. 2 февраля 1973 г. лётчик-испытатель М.В. Козлов перегнал самолёт в Монино с ЛИиДБ ОКБ А.Н. Туполева в Жуковском.

Фото: А. Хомич

87. Спортивный самолёт Як-30

Реактивный учебно-тренировочный самолёт Як-30 создан в 1957-60 гг. в ОКБ А.С. Яковлева. Первый полет 2 июля 1960 г. совершил лётчик-испытатель В.Г. Мухин. В 1961 г. Як-30 выиграл у чехословацкого Aero L-29 Delfin и польского PZL TS-11 Iskra конкурс среди лёгких учебно-тренировочных реактивных самолётов для советских ВВС. Однако, к серийному выпуску приняли L-29, а Як-30 успели выпустить в количестве 4 экз. В 1975 г. третий опытный Як-30 поступил в ЦМ ВВС.

Фото: Е. Сологубов

88. Штурмовик Як-52Б

Лёгкий ударный самолёт Як-52Б был построен в ОКБ А.С. Яковлева как попытка создать лёгкий недорогой манёвренный противопартизанский самолёт. На серийном самолёте Як-52 (зав. № 780102) усилили крыло и установили два пилона с подвешенными блоками неуправляемых ракет УБ-32. Самолёт прошёл заводские испытания, но военных он не заинтересовал, и дальнейшие работы были прекращены. Единственный экземпляр самолёта в 1987 г. передали в Монино.

Фото: А. Хомич

89. Учебно-боевой самолёт Як-130Д

Учебно-боевой самолёт Як-130 разработан в 1991-96 гг. в ОКБ им. А.С. Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в ВВС России самолётов L-39. Первый полёт состоялся 25 апреля 1996 г. С 2009 г. самолёт производится серийно, построено более 140 экз. В музее представлен первый опытный экземпляр ‒ самолёт-демонстратор Як-1З0Д. 10 декабря 2012 г. он был наземным транспортом доставлен в Монино из ЛИиДК ОКБ им. А.С. Яковлева в Жуковском. Оформление документов, сбор необходимых средств и непосредственно перевозку осуществила волонтёрская организация музея.

Фото: А. Хомич

90. Спускаемый аппарат БОР-5

Аппараты серии БОР (беспилотный орбитальный ракетоплан) создавались в ЛИИ в 1966-88 гг., как уменьшенные модели разрабатывавшихся орбитальных самолётов, для исследования устойчивости и управляемости аэродинамических схем на различных участках полёта. Все аппараты, начиная с БОР-2, имели одноразовую абляционную теплозащиту. Первый запуск состоялся 6 декабря 1969 г. Аппараты серии БОР-5 представляли собой уменьшенную в 8 раз модель ОК «Буран». При помощи ракеты К65М-РБ5 они достигали высоты более 200 км, откуда продолжали полёт по баллистической кривой, и с высоты около 50 км полёт по штатной траектории «Бурана». Всего в 1984-88 гг. было проведено пять запусков БОР-5. В музее представлен второй аппарат серии, «Модель 502», совершивший успешный суборбитальный полет 17 апреля 1985 г.

Фото: А. Хомич

Подготовлено с использованием материалов:

  1. Авиация в музеях России. Самолёты, вертолёты, двигатели / Под общ. ред. Д.А. Соболева. ‒ М.: Ассоциация содействия развитию научно-технических музеев «АМНИТ», 2017
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  3. Программа «Памятники науки и техники»

Tags:

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки