МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound — лисья гончая) — советский и российский двухместный сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне АО «РСК «МиГ») на базе МиГ-25 в 1970-х годах. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км.

Краткое описание самолета вы можете посмотреть на странице Wikipedia, также любители авиации точно оценят очень большую и подробную статью на сайте Уголок Неба про МиГ-31 и его последующие модификации: МиГ-31Б; МиГ-31М; МиГ-31БМ; МиГ-31БСМ; МиГ-31Д. Сюда же мы вынесем только несколько историй, которые показались интересными нашим редакторам сайта.


РАЗРАБОТКА 

Разработка будущего МиГ-31 начала в ответ на принятие на вооружение в США стратегических крылатых ракет. Концепция была беспрецедентной для советской авиации, т.к. упор делался на автономное выполнения боевого задания, тогда как раньше все перехватчики работали в теснейшем взаимодействии с наземными пунктами наведения.Перспективный самолет создавался, прежде всего, для п рикрытия территории СССР от удара крылатыми ракетами со стороны Арктики, где не существовало сплошного радиолокационного поля. 

Перехватчик получил в ОКБ обозначение Е-155МП. Работы велись в нескольких направлениях, но в основе всех проектов лежал фюзеляж и воздухозаборники МиГ-25, экипаж включал двух человек — летчика и штурмана-оператора.

Прообразом МиГ-31 стал проект 518-22, датированный 1971 г., в котором окончательно получила утверждение компоновочная схема с неподвижным трапециевидным крылом, двухместной кабиной экипажа и конформной подвеской ракет большого радиуса действия, в качестве двигателей были выбраны ТРДДФ Д-30-Ф-36 конструкции Пермского МКБ (главный конструктор П.А.Соловьев). 

Отличия от МиГ-25

По компоновке Е-155МП во многом аналогичен МиГ-25, однако внешнее сходство обманчиво, так фюзеляж нового перехватчика является несущим, и на отдельных режимах полета может создавать до 25% подъемной силы. Крыло, которое, в целом, подобно крылу МиГ-25 имеет не два лонжерона, а три. Новое крыло имеет наплывы в корневой части, улучшающие характеристики на больших углах атаки, отклоняемые носки и механизацию (закрылки и элероны) вдоль всего размаха задней кромки.

Основные опоры шасси имеют необычную схему: переднее колесо на каждой тележке сдвинуто внутрь от продольной оси основной опоры, а заднее — наружу. Такая конфигурация улучшает проходимость на грунтовых и ледовых аэродромах, поскольку каждое колесо имеет свою линию пути, а не торит традиционную русскую колею, из которой «никуда не денешься».

Передние щитки ниш шасси могут использоваться в роли воздушных тормозов. Двухколесная передняя опора убирается, в отличие от носовой опоры МиГ-25, назад.

Изменилась соотношение конструкционных материалов в планере самолета, изделия из стали на Е-155МП составляли 50% массы конструкции, из титана — 16%, из алюминиевых сплавов — 33%, в то же время композиты, по-прежнему, используются крайне ограниченно.

Радикальные отличия нового перехватчика от МиГ-25 заключаются в установке двухконтурных двигателей Д-30Ф с форсажной камерой; прицельно-навигационного комплекса, РЛС и вооружения нового поколения; наличии экипажа из двух человек.

Обеспечить требуемую дальность и продолжительность полета в сочетании с достаточно высокой максимальной скоростью позволили двухконтурные двигатели Д-30Ф, разработанные под руководством П.А.Соловьева. Эти двигатели представляют собой модернизированный вариант двигателей, устанавливавшихся на пассажирском Ту-134.

Ключевым элементом, определяющим эффективность авиационного комплекса стала РЛС СБИ-16 «Заслон» — первая в мире станция с фазированной антенной решеткой (ФАР), установленная на серийном боевом самолете. Станция может одновременно сопровождать до десяти воздушных целей и осуществлять одновременное наведение ракет с полуактивными радиолокационными головками самонаведения на четыре из них, наиболее приоритетные для поражения цели выбираются автоматически бортовым вычислителем «Аргон-К». Дальность обнаружения целей — до 300 км.

С помощью автоматизированной цифровой помехозащищенной аппаратуры передачи данных РК-РЛДН и АПД-518 возможна передача информации о целях, обнаруженных РЛС, другим самолетам или на наземный КП в реальном масштабе времени.

Для осуществления скрытого перехвата на перехватчике установлена ИК поисково-следящая система на основе теплопеленгатора 8ТП. Максимальная дальность обнаружения цели в благоприятных условиях теплопеленгатором 8ТП — 50 км. Мощная РЛС требовала и нового оружия, таким оружием стали ракеты большого радиуса действия Р-33 с максимальной дальностью поражения целей 120 км. Вооружение перехватчика пополнено шестиствольной 23-мм пушкой ГШ6-23 с боекомплектом из 260 снарядов.

В результате нагромождения массы противоречивых задач, навигационный комплекс перехватчика получился насколько эффективным, настолько и сложным. Естественно, что одновременно пилотировать самолет, следить за тактической обстановкой, принимать решение на применение оружия и отслеживать работу многочисленных систем одному человеку невозможно, поэтому экипаж перехватчика состоит из двух человек — летчика и штурмана-оператора. 

Несколько отклоняясь от темы повествования - тяжелого истребителя МиГ-31 - стоит заметить, что вопрос о том, кто главнее в экипаже летчик или штурман возник с момента появления последнего на борту. На двухместном перехватчике именно штурман-оператор отслеживает ситуацию в воздухе и оказывает решающее влияние на исход воздушного боя и выполнения перехвата. Так что, пользующееся популярностью в штурманской среде высказывание "летчик нужен лишь, чтобы возить штурмана" в отношение МиГ-31 в определенной степени справедливо.

Пилотажно-навигационное оборудование перехватчика включает систему автоматического управления САУ-155МП и навигационный комплекс КН-25. В комплекс, в свою очередь, входят: две инерциальные системы ИС-1-72А, цифровой вычислитель «Маневр«, радиотехническая система ближней навигации А-312 «Радикал-НП», радиотехническая система дальней навигации А-723 «Квиток-2», аппаратура глобальных навигационных радионавигационных систем «Тропик» (аналог американской «Лоран») и «Маршрут» (аналог американской системы «Лоран»). На перехватчике предусмотрено установка бортового комплекса обороны, включающего аппаратуру РЭБ и активные и пассивные средства постановки помех в ИК диапазоне.

ИСПЫТАНИЯ 

Два прототипа Е-155МП (бортовые номера «831» и «832» голубого цвета) изготовили на ММЗ «Зенит». Первым поднял в воздух борт «831» 16 сентября 1975 г. А.В.Федотов. В мае 1976 г. с аэродрома ЛИИ под управлением Петра Максимовича Остапенко поднялся в небо и второй прототип.

В 1977 г. началось производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из двух самолетов, вторая — из трех (кстати, в Музее представлен борт с б/н 202 именно из этой группы), третья — шесть. Все эти перехватчики предназначались для проведения летных испытаний. 

Финалом отработки навигационного комплекса стал девятичасовой полет Романа Таскаева и Леонида Попова через Северный полюс на Чукотку (это был уже самолет, оснащенный системой дозаправки в воздухе).

В конце программы испытаний проверялась возможность отражения четверкой МиГ-31 группового налета «противника» на Волгоград. Десять самолетов-мишений «атаковали» город на фронте в 100 км. Все цели были уничтожены.

Новые перехватчики стали поступать на вооружение ИА ПВО в 1980 г. 

  • Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске, и Центр боевого применения ИА ПВО в Саваслейке. 
  • Вторым строевым подразделением, сменившим устаревшие перехватчики на МиГ-31 был 174-й гвардейский Печенегский Краснознаменный ИАП им. Б.Ф.Сафонова (аэродром Мончегорск). В частях ИА ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128.
  • В сентябре 1983 г. новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке — на аэродроме Сокол, о.Сахалин. 

ПРИМЕНЕНИЕ

Полки, получившие новые перехватчики, прикрывали два направления вероятного «главного удара» крылатыми ракетами — Арктику и Дальний Восток. 

Однако первой боевой задачей перехватчиков стала борьба с разведчиками SR-71, что лишний раз подтверждало правильность концепции высотного скоростного разведчика. «Черные Дрозды» применяли тактику «булавочных уколов», вторгаясь в воздушное пространство страны на несколько десятков километров и провоцируя систему ПВО на ответные действия: ввиду скоротечности пребывания над территорией страны сбить разведчика ракетой было практически невозможно, тем не менее, радиотехнические системы ПВО переводились в боевой режим, и параметры режимов работы систем спокойно фиксировались самолетом радиотехнической разведки, который летал вне пределов территории Союза.

Появление МиГ-31 в сентябре 1983 г. на Сахалине объяснялось резким нарастанием напряженности в этом регионе. Резко увеличилась активность палубной авиации ВМС США, самолетов-разведчиков американских ВВС и самолетов Сил самообороны Японии. 

В конце сентября на Курилы перебросили эскадрилью истребителей МиГ-23. Весной 1984 г. самолеты Сил самообороны Японии и ВВС США стали регулярно встречать над акваторией Японского моря МиГ-31, эскадрилья которых базировалась на сахалинской авиабазе Сокол. Вскоре после прибытия «31-х» на Дальний Восток, «вероятный противник» перестал в наглую провоцировать ПВО.

С высочайшей напряженностью работали перехватчики северных полков. Район Кольского полуострова постоянно привлекал и привлекает внимание всех видов разведки стран НАТО, что неудивительно — недаром по насыщенности военнослужащих на душу «мирного» населения регион попал в Книгу Гиннеса. 

В 1987 г. летчиками 174-го полка было выполнено 203 вылета на сопровождение иностранных самолетов, летавших вдоль границы СССР, в том числе 69 раз выполнялся перехват разведчиков SR-71. 

В 1988 г. накал боевой работы возрос еще более — 436 вылетов (86 — на перехват SR’a), в 1989 г. количество вылетов на перехват снизилось до 270. 

Летчики полка, базировавшегося на Камчатке в 1987 г. 214 раз поднимались на перехват реальных целей, в 1988 г. — 825 раз! Основными противниками МиГ-31 в этом районе являлись все те же SR’ы, патрульные «Орионы» и разведчики RC-135.

После развала СССР российские МиГ-31 исправно несли боевое дежурство, несмотря на нехватку горючего и малый налет экипажей.


Также предлагаем к просмотру двухсерийный фильм о МиГ-25 и МиГ-31. Да, для полной понимании истории рекомендуем посмотреть сначала первую серию о МиГ-25, а далее и вторую — о МиГ-31.

Первая серия о МиГ-25

Вторая серия о МиГ-31

МиГ-31 в ЦМ ВВС

В Музее представлено два борта, которые располагаются в первой (б/н 202) и второй (б/н 96) линейке сектора МиГ.

Истребитель-перехватчик МиГ-31 передан музею из Московского авиационного производственного объединения (МАПО) 5 марта 1996 года. Как мы писали выше, борт с номером 202 синий был изготовлен в 1978 году. Это один из первых серийных самолётов данного типа.

МиГ-31, б/н 202 синий. Фото Екатерины Барабановой

Борт с номером 96 синий, на данный момент находящийся во второй линейке, имеет серийный номер 67900106125, и был передан в Музей в 1994 году.

МиГ-31, б/н 96 синий. Фото Екатерины Барабановой

Tags:

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки