МиГ-21С (93 красный)

Материал подготовлен Александром Алешиным

МиГ-21 (по кодификации НАТО: Fishbed) — советский лёгкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича во второй половине 1950-х годов. Первый «МиГ» с треугольным крылом.

Самый распространённый сверхзвуковой самолёт в истории — около 11.500 тысяч единиц. Также самый массовый истребитель 3-го поколения. В процессе серийного производства неоднократно модернизировался и модифицировался в направлении повышения лётно-технических характеристик и развития функциональных возможностей (учебно-тренировочный, перехватчик, разведчик). Применялся во множестве вооружённых конфликтов.


МиГ-21С — а именно он представлен в Центральном Музее ВВС в Монино — усовершенствованная модификация истребителя на базе МиГ-21ПФ, полученная путем  установки нового радиолокационного прицела «Сапфир-21», созданного в НПО «Фазатрон» и получившего в серийном производстве обозначение РП-22С.

Общий вид истребителя МиГ-21С

Новая РЛС (радиолокационная система) обеспечивала в любых метеоусловиях поиск и обнаружение воздушных целей в передней полусфере, опознавание государственной принадлежности, выбор цели, захват и ее сопровождение, выведение самолета на кривую прицеливания, вычисление и индикацию зон возможных пусков ракет Р-3С и Р-3Р, опасных зон сближения и формирование команд «пуск разрешен» и «отворот».

Кроме этого РЛС во взаимодействии с оптическим прицелом АСП-ПФ-21 позволяла вести прицельную стрельбу по воздушным и наземным целям из пушек и неуправляемыми авиационными ракетами (НАР).

Дальность обнаружения целей возросла в полтора раза и достигла 30 км. Одновременно дальность сопровождения целей увеличилась с 10 до 15 км. По большому счету РЛС «Сапфир-21» превратилась в полноценную систему радиоуправления вооружением.

Кабина пилота МиГ-21С

Помимо новой РЛС, МиГ-21С отличался от предшественника увеличенными размерами гаргрота, в котором разместили накладной топливный бак и четырьмя узлами подвески вооружения под крылом.

Новые ракеты Р-3С имели большие преимущества по сравнению с более старыми РС-2УС. Если РЛС ЦД-30 после пуска РС-2-УС, вынуждена была непрерывно сопровождать цель и выдавать ракете команды наведения до попадания ее в цель, то РЛС «Сапфир-21» лишь «подсвечивала» противника, предоставив ракете Р-ЗР (К-13Р) с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) самой определять траекторию движения.

Кроме этого, допускалась подвеска неуправляемых реактивных снарядов и бомб в различных комбинациях, в зависимости от поставленной задачи.

На этих же узлах могли подвешиваться и два дополнительных топливных бака (не считая подфюзеляжного).

МиГ-21С №95210102 в полете (кадр из фильма “Крылья России”)
Видео: «МиГ-21. Крылья России»

Как и на МиГ-21ПФМ, под фюзеляжем располагалась гондола ГП-9 с двухствольной пушкой ГШ-23, предназначенной для ближнего маневренного боя и поражения наземных целей.

Для отработки новой РЛС и управляемых ракет на опытном заводе №155 был переоборудован МиГ-21ПФ №76210725, заводские испытания которого начались в июне 1964 года. Вскоре к ним присоединились два вновь построенных в Горьком МиГ-21С №. 95210101 и №. 95210102, на последнем из них увеличили площадь киля.

Впоследствии борт №.95210102 стал экспонатом Центрального музея ВВС в Монино. На данном самолете с 1964 года проводилась отработка системы вооружения в составе новой РЛС С-21 и ракет с радиолокационным наведением К-13Р. В 1967-68 годах проводилась испытания на расширения летных ограничений, проводилась отработка ПВД-18.

Последний полет самолет выполнил в 1970 году, в музей поступил поступил 30 июня 1971 года.

МиГ-21С № 95210102 в ангаре Центрального музея ВВС

МиГ-21С в ЦМ ВВС

Носовой обтекатель снят для наглядного доступа к антенне РЛС РП-22С (фото В. Савельев)

В экспозиции Центрального Музея ВВС в Монино представлен МиГ-21С с заводским номером 95210102, который поступил в музей 30 июня 1971 года.

В какой-то момент бортовой номер был изменен с 92 красный на 93 красный. Причина этого нам пока не известны.

На этом самолете летали лётчики: Вахмистров, Федотов, Коккинаки, Котлов, Михайлов, Титов, Фастовец и другие. Последний полёт выполнил лётчик Рухлятко 29 октября 1970 года.

За четыре года эксплуатации налёт составил 284 часа.

МиГ-21С на открытой стоянке в 1989 году (фото И. Колоколов)

Летно-технические характеристики

  • Размах крыла, м = 7.15
  • Длина, м = 14.10
  • Высота, м = 4.71
  • Площадь крыла, м= 223.00
  • Нормальная взлетная масса, кг = 8.150
  • Масса топлива, кг = 2.320
  • Тип двигателя = 1 ТРДФ Р-11Ф2С-300
  • Тяга, кгс = 1 х 6.175
  • Максимальная скорость , км/ч = на высоте 2.230, у земли 1.300
  • Практическая дальность, км: без ПТБ 1240, с ПТБ 1610
  • Практический потолок, м = 18.000
  • Макс. эксплуатационная перегрузка = 8
  • Экипаж = 1 чел.
  • Вооружение:
  • 23-мм пушка ГШ-23 в контейнере ГП-9
  • четыре УР К-13 или Р-ЗС или РС-2УС
  • контейнеры с 23-мм пушками ГШ-23 или блоки НАР С-24
  • неуправляемые авиабомбы
МиГ-21С на открытой стоянке в 2018 году (фото И. Колоколов)

Материал подготовлен на основании источников:

  • Кокушкин Я.Г., Полушкин Ю.Ф., Дубинин В.В., Гордон Е.И., Фомин А.В. ОКБ им. А.И. Микояна 60 лет. Опытное конструкторское бюро иммени А.И. Микояна 1939 -1999 М. Центр Авиации и Космонавтики. 2000 г. 312 с.
  • Козлов В.П., Казашвили В.Г. Авиация России. Музей ВВС Монино. Фотоальбом. — М.: Техника-молодежи, 2000. — 30 с.: ил.
  • МиГ-21С /интернет-ресурс/

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки