МиГ-21И (21-11 Аналог)
В процессе создания самолета Ту-144 появилась необходимость кспериментальной отработки нового оживального крыла на летающей лаборатории, в качестве которой был выбран истребитель МиГ-21. На самолете предполагалось установить уменьшенный вариант оживального крыла, разрабатываемого для Ту-144 с целью получения его ародинамических характеристик, а также провести исследования устойчивости и управляемости сверхзвукового самолета бесхвостой схемы.
Разработка самолета-аналога под индексом «21-11» началась в 1964 году в КБ завода №21 (НАЗ «Сокол»), ведущим инженером был И. В. Фрумкин. За основу был взят фюзеляж серийного самолета МиГ-21С. Была полностью изменена система управления, переработаны крепления крыла, усилен фюзеляж, установлено дополнительное оборудование. Новое крыло имело сложную оживальную форму в плане, пространственную крутку и развитый наплыв в корневой части. Стреловидность по передней кромке изменялась от 55° до 78°. Крыло оснащалось элевонами — рулями, которые при совместном отклонении на правой и левой консолях крыла выполняли роль рулей высоты, а при дифференцированом — элеронов. Киль с рулем поворота остался от серийного МиГ-21. 18 апреля 1968 года первая опытная машина 21-11/1 совершила первый полет (летчик-испытатель — О. В. Гудков).
Первый летный экземпляр предназначался для оценки устойчивости и управляемости реактивного самолета бесхвостой схемы. «Аналог» оказался довольно прост и удобен в пилотировании, летчикам даже нравилось летать на нем. Ввиду большей площади крыла он обладал высокой маневренностью, однако разгонялся медленней, чем истребитель. Также, на самолете проходили тренировки будущие летчики-испытатели Ту-144.
К июлю 1969 года на первом экземпляре было выполнено 142 испытательных полета и выпущено 16 летчиков-испытателей. В ходе испытаний достигнуты высота 19000 м, диапазон скоростей от 212 км/ч до М=2,06 (для сравнения — посадочная скорость серийного МиГ-21 составляла 290 км/ч).
Первый экземпляр 21-11/1 потерпел катастрофу 28 июля 1970г. В тот день летчик В. Константинов, выполнив задание, снизился над аэродромом до малой высоты, сделал пару переворотов на горке, затем лег на «спину», видимо, хотел пройти над ВПП или выполнить набор высоты, но резковато дал ручку от себя.
Бесхвостки чрезвычайно чутко реагируют на отклонение ручки от себя на малых углах атаки и «Аналог» мгновенно выскочил на громадную отрицательную перегрузку, свалился в штопор и упал в центре аэродрома. Виктор катапультировался, но высоты для нормального срабатывания системы спасения не хватило, и он упал на землю, даже не отделившись от сиденья.
Второй экземпляр «Аналога» был построен в конце 1969 года. На нем исследовали изменение формы наплывов крыла. Для этого машину оснастили сменными наплывами: с постоянной стреловидностью 78 по передней кромке и оживальной формы. Для визуализации картины обтекания крыло обклеили шелковинками. Видеофиксация производиоась на две камеры, расположенные в специальном обтекателе в закабинном отсеке и на вершине киля.
Кроме того, на самолете смонтировали лазерную систему визуализации обтекания крыла. На верхней и нижней его поверхностях были смонтированы датчики полного и статического давления. После завершения летной программы вторая машина была передана в Центральный музей ВВС в Монино.
Полеты «Аналога» проводились на высотах до 12 км при числах М до 2.06 Для моделирования поведения будущего пассажирского лайнера летали с разными значениями центровки, которую изменяли путем установки грузов массой от 277 до 290 кг в носовой или хвостовой частях фюзеляжа. Полетная масса первого образца находилась в пределах 6550-7930 кг, второго – 6260-7640 кг.
- Размах крыла, м = 8.15
- Длина, м = 14.70
- Высота, м = 4.71
- Площадь крыла, м2 = 43.00
- Нормальная взлетная масса, кг = 8750
- Максимальная взлетная масса, кг = 9000
- Тип двигателя = 1 ТРДФ Р-13Ф300
- Тяга нефорсированная, кгс = 1 х 4070
- Максимальная скорость, км/ч = на высоте 2100 (М=2.06); у земли 1200
- Практический потолок, м = 20000
- Экипаж = 1 чел.
Материал подготовлен на основании ресурсов:
- Кокушкин Я.Г., Полушкин Ю.Ф., Дубинин В.В., Гордон Е.И., Фомин А.В. ОКБ им. А.И. Микояна 60 лет. Опытное конструкторское бюро иммени А.И. Микояна 1939 -1999 М. Центр Авиации и Космонавтики. 2000 г. 312 с.
- МиГ-21И (А-144) Аналог /интернет-ресурс/
- МиГ-21И (21-11; А-144) «Аналог». Экспериментальный самолет с оживальным крылом /интернет-ресурс/