МиГ-21БИС (48 синий)

Материал подготовлен Александром Алешиным

С целью дальнейшего улучшения характеристик истребителей МиГ-21 и Су-15 зимой 1971 года вышло постановление правительства, обязывавшее Уфимское МКБ «Союз» создать двигатель Р25-300 взлетной тягой 7100 кгс, а при полете у земли со скоростью звука — 9900 кгс. Так началась работа над МиГ-21бис — последней серийной модификацией, производство которой развернулось на заводе в Горьком в этом же году.

Прототип МиГ-21бис с 2 УР Р-3С и 4 УР Р-60

Форсажная тяга нового двигателя Р-25-300 достигала 7100 кгс. На больших скоростях в течение ограниченного времени (до трех минут) он мог работать на чрезвычайном режиме, при котором максимальная тяга увеличивалась до 9900 кгс. Также имелась возможность применения стартовых ускорителей. Тяговые характеристики Р25-300 позволили увеличить скороподъемность машины почти 1,6 раза, доведя ее до 235 м/с у земли (при скорости, соответствующей числу М = 0,9).

МиГ-21бис № 75021148 в Центральном музее ВВС в Монино (фото С. Рябцев)

В 1968 году на вооружение приняли ракету Р-55 с инфракрасной системой самонаведения и дальностью пуска до 10 км. Р-55 включили в состав вооружения МиГ-21бис, но она так и не стала массовой, уступив место новой Р-60 с высокими на момент создания боевыми характеристиками.

По сравнению с МиГ-21 предыдущих модификаций, на «бисе» модернизировали крыло, усовершенствовали бортовое оборудование, значительно увеличили номенклатуру бортового вооружения. В состав оборудования самолета входили радиолокационный прицел «Сапфир-21»; оптический прицел АСП-ПФД-21; пилотажно-навигационный комплекс ПНК «Полет-ОИ», включающий систему автоматического управления СВУ-23ЕСН; систему ближней навигации и посадки РСБСН-5С и антенно-фидернау «Пион-Н». На самолете сохранились помехозащищенная линия связи «Лазурь», обеспечивающая взаимодействие с наземной автоматизированной системой управления «Воздух-1»; катапультное кресло КМ-1 или КМ-1М, приемник воздушного давления ПВД-18.

МиГ-21бис в Центральном музее ВВС (фото О. Гаврюшенко)

В 1972-м Горьковский авиационный завод построил первые 35 МиГ-21 бис, и в том же году самолет приняли на вооружение. С 1972 по 1985 годы было выпущено 2013 МиГ-21бис в трех главных комплектациях: изделие «75» — для ВВС и авиации ПВО СССР, «75А» — для социалистических стран и «75Б» для капиталистических и развивающихся государств. Единственной страной освоившей производство МиГ-21бис (тип «75Л») была Индия.

МиГ-21бис в Центральном музее ВВС (фото Д. Казаков)

МиГ-21бис послужил основой для создания модернизированных истребителей МиГ-21-93, МиГ-21бис-UPG и МиГ-21 «Lancer», которые по боевым возможностям после модернизации приблизились к истребителям четвертого поколения.

  • Размах крыла, м = 7,15
  • Длина, м = 14,10
  • Высота, м = 4,71
  • Площадь крыла, м2 = 23,00
  • Масса, кг: пустого самолета 5.460; нормальная взлетная 8.726; топлива 2.390
  • Тип двигателя = 1 ТРДФ Р-25-300
  • Тяга, кН: нефорсированная = 1 х 69,60; форсированная 1 х 97,10
  • Максимальная скорость , км/ч: на высоте = 2.175; у земли = 1.300
  • Практическая дальность, км: с ПТБ = 1.470; без ПТБ = 1.210
  • Максимальная скороподъемность, м/мин = 13.500
  • Практический потолок, м = 17.800
  • Макс. эксплуатационная перегрузка = 8.5
  • Экипаж, чел = 1
  • Вооружение:
  • встроенная пушка 23-мм ГШ-23Л (200 снарядов).
  • максимальная масса боевой нагрузки до 1300 кг :
  • до четырех УР К-13М, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-6ОМ, а также НАР калибром 57 и 240 мм и свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 500 кг .
  • возможна подвеска контейнеров с пушками, АФА, средствами радиотехнической разведки.

МиГ-21БИС в ЦМ ВВС

В экспозиции Музея, в Секторе 5, на второй линии представлен самолет МиГ-21БИС, с серийным номером 75021148 и бортовым — 48 синий.


И пару слов скажем о МиГ-21бис-UPG

По первоначальным планам модернизации предлагаемым МиГом, на самолет планировалось установить новый радар, современную электронику истребителей 4 поколения, ввести в арсенал современные ракеты Р-77 и Р-73 и изменить остекление фонаря для улучшения обзора. Этот вариант получил обозначение МиГ-21-93. Строился опытной серией, успешно прошел испытания, но не был принят заказчиком из-за чрезвычайно высокой стоимости комплектующих.

В результате проект 21-93 был закрыт, а на его базе был успешно осуществлен новый проект МиГ-21бис-UPG, концептуально схожий с 21-93, но с применением бортовой электроники западного производства.

Обратите внимание на разные приборные панели МиГ-21БИС и МиГ-21-93 — фотографии представлены в альбоме ниже.

По остеклению фонаря при модернизации тоже хорошо поработали. Козырек фонаря стал беспереплетным, т.е. выполненным из одного стекла, а не из 3х как на БИСе. Откидная часть стала более выпуклой для размещения нашлемной системы целеуказания на голове пилота.

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки