МиГ-15УТИ (03 красный)
МиГ-15 (изделие С, самолёт И-310, по кодификации НАТО: Fagot) — советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира.
При этом МиГ-15УТИ (уже имеет отдельную кодификации НАТО: Midget, Миджит — англ. Карлик) — советский реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя МиГ-15.
Вторую кабину, для инструктора, установили за счёт уменьшения первого фюзеляжного топливного бака. Обе кабины оснащались полным набором приборов и катапультными креслами. Фонарь передней кабины откидывался вбок, а фонарь кабины инструктора сдвигался назад, при катапультировании обе части фонаря должны были сбрасываться. При этом катапультирование происходило в два этапа, сначала катапультировался инструктор, а затем обучаемый лётчик.
Летно-технические характеристики
- Экипаж: 2: курсант и инструктор
- Длина: 10,11 м
- Размах крыла: 10,08 м
- Высота: 3,7 м
- Площадь крыла: 20,6 м²
- Масса пустого: 3694 кг
- Нормальная взлётная масса: 4850 кг
- Объём топливных баков: 1080 л (+ 2 × 250 л или 300 л ПТБ)
- Силовая установка: 1 × ТРД РД-45Ф
- Тяга: 1 × 2270 кгс (22,3 кН)
- Максимальная скорость: на высоте 1000 м: 1015 км/ч; на высоте 5000 м: 1010 км/ч; на высоте 10000 м: 963 км/ч
- Скорость отрыва: 223 км/ч
- Посадочная скорость: 172 км/ч
- Практическая дальность: 950 км / 1424 км с ПТБ
- Практический потолок: 14 625 м
- Скороподъёмность: у земли: 38,5 м/с; на высоте 5000 м: 26,4 м/с; на высоте 10000 м: 14,5 м/с
- Время набора высоты: 5000 м за 2,6 мин; 10000 м за 6,8 мин
- Время / радиус виража: на высоте 2000 м: 32 с / 715 м; на высоте 10000 м: 71,5 с
- Нагрузка на крыло: 240,8 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,544
- Длина разбега: 570 м
- Длина пробега: 740 м
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 1 × 12,7 мм пулемёт УБК-Э с 150 патр.
- Точки подвески: 2
- Бомбы: 2 × 50 кг или 100 кг
МиГ-15УТИ в ЦМ ВВС
Самолёт МиГ-15УТИ — №22013, экспонируемый в музее, изготовлен на заводе п/я 231.
26 июля 1954 года лётчик-испытатель завода Доценко выполнил полёт по программе лётно-сдаточных испытаний, а 31 июля этого года лётчик-испытатель заказчика сделал проверочный испытательный полёт и самолёт был признан годным к эксплуатации в частях ВВС.
В августе 1954 года самолёт принят войсковой частью 42072, а 30 ноября этого года поступил в войсковую часть 15477. Далее самолёт эксплуатировался в ГК НИИ ВВС и в войсковых частях 15169, 42072.
На самолёте летали: лётчики-испытатели Ю. А. Антипов, Л.М. Кувшинов, В.В. Котлов. Лётчики строевых частей: Л.И. Горегляд, В.И. Мыхлик, Л.И. Беда, И.П. Лавейкин, В.И. Бородачёв и другие.
По программе подготовки космонавтов на данном самолёте летали лётчики-космонавты: Ю. Гагарин, В. Терешкова, А. Николаев, Г. Береговой, А. Леонов.
5 мая 1973 года лётчик Д.И. Вовк выполнил последний полёт. Налёт с начала эксплуатации составил 874 часа.
В Музей ВВС самолёт поступил 21 мая 1973 года из в/ч 42072.
Ссылки: Wikipedia
Автор заглавной фотографии: Андрей Хомич
Авторы фотографий в галерее: Игорь Коловолов, Екатерина Барабанова