МиГ-15УТИ (03 красный)

МиГ-15 (изделие С, самолёт И-310, по кодификации НАТО: Fagot) — советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира.

При этом МиГ-15УТИ (уже имеет отдельную кодификации НАТО: Midget, Миджит — англ. Карлик) — советский реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя МиГ-15.

Вторую кабину, для инструктора, установили за счёт уменьшения первого фюзеляжного топливного бака. Обе кабины оснащались полным набором приборов и катапультными креслами. Фонарь передней кабины откидывался вбок, а фонарь кабины инструктора сдвигался назад, при катапультировании обе части фонаря должны были сбрасываться. При этом катапультирование происходило в два этапа, сначала катапультировался инструктор, а затем обучаемый лётчик.

Летно-технические характеристики

  • Экипаж: 2: курсант и инструктор
  • Длина: 10,11 м
  • Размах крыла: 10,08 м
  • Высота: 3,7 м
  • Площадь крыла: 20,6 м²
  • Масса пустого: 3694 кг
  • Нормальная взлётная масса: 4850 кг
  • Объём топливных баков: 1080 л (+ 2 × 250 л или 300 л ПТБ)
  • Силовая установка: 1 × ТРД РД-45Ф
  • Тяга: 1 × 2270 кгс (22,3 кН)
  • Максимальная скорость: на высоте 1000 м: 1015 км/ч; на высоте 5000 м: 1010 км/ч; на высоте 10000 м: 963 км/ч
  • Скорость отрыва: 223 км/ч
  • Посадочная скорость: 172 км/ч
  • Практическая дальность: 950 км / 1424 км с ПТБ
  • Практический потолок: 14 625 м
  • Скороподъёмность: у земли: 38,5 м/с; на высоте 5000 м: 26,4 м/с; на высоте 10000 м: 14,5 м/с
  • Время набора высоты: 5000 м за 2,6 мин; 10000 м за 6,8 мин
  • Время / радиус виража: на высоте 2000 м: 32 с / 715 м; на высоте 10000 м: 71,5 с
  • Нагрузка на крыло: 240,8 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,544
  • Длина разбега: 570 м
  • Длина пробега: 740 м
  • Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 1 × 12,7 мм пулемёт УБК-Э с 150 патр.
  • Точки подвески: 2
  • Бомбы: 2 × 50 кг или 100 кг
МиГ-15
МиГ-15 в ЦМ ВВС (фото Андрей Хомич)

МиГ-15УТИ в ЦМ ВВС

Самолёт МиГ-15УТИ — №22013, экспонируемый в музее, изготовлен на заводе п/я 231.

26 июля 1954 года лётчик-испытатель завода Доценко выполнил полёт по программе лётно-сдаточных испытаний, а 31 июля этого года лётчик-испытатель заказчика сделал проверочный испытательный полёт и самолёт был признан годным к эксплуатации в частях ВВС.

В августе 1954 года самолёт принят войсковой частью 42072, а 30 ноября этого года поступил в войсковую часть 15477. Далее самолёт эксплуатировался в ГК НИИ ВВС и в войсковых частях 15169, 42072.

На самолёте летали: лётчики-испытатели Ю. А. Антипов, Л.М. Кувшинов, В.В. Котлов. Лётчики строевых частей: Л.И. Горегляд, В.И. Мыхлик, Л.И. Беда, И.П. Лавейкин, В.И. Бородачёв и другие.

По программе подготовки космонавтов на данном самолёте летали лётчики-космонавты: Ю. Гагарин, В. Терешкова, А. Николаев, Г. Береговой, А. Леонов.

5 мая 1973 года лётчик Д.И. Вовк выполнил последний полёт. Налёт с начала эксплуатации составил 874 часа.

В Музей ВВС самолёт поступил 21 мая 1973 года из в/ч 42072.

Ссылки: Wikipedia
Автор заглавной фотографии: Андрей Хомич
Авторы фотографий в галерее: Игорь Коловолов, Екатерина Барабанова

Хотите работать с самолётами?!

Отряду волонтеров всегда требуются умелые руки и светлые головы. Поэтому приглашаем вас присоединиться к нашим бригадам. Пожалуйста, заполните форму заявки